«Человеческие симпатии патриарх Кирилл на Украине потерял»

Близость патриарха Кирилла к Владимиру Путину может плохо сказаться на единстве РПЦ.

Воскресенье — день религиозный, а дела последнего времени более всего располагают к молитве и раздумьям тяжким. В то время как верная президенту Путину часть российского общества восхищается также и мудростью патриарха Кирилла, явленной в сегодняшней проповеди, у скептиков и вольнодумцев возникают вопросы о дальнейшей судьбе многочисленных приходов Русской православной церкви на Украине.

«Еще в 2014 году я говорил, что первый же российский солдат, переступающий границу Украины, станет могильщиком Русской православной церкви в пределах этой страны, — заметил в комментарии для „Росбалта“ известный православный общественный деятель протодиакон Андрей Кураев. — Вот, собственно говоря, этих солдат мы видим в большом количестве — и уже со всей Украины идут сообщения о том, что сегодня на воскресной службе священники отказывались поминать имя патриарха Кирилла в молитвах своих. Его имя из-за того, что он не нашел в себе никаких слов для осуждения этой интервенции, очень, скажем так, нелюбимо».

«Непоминовение» патриарха на литургии — это нарушение церковных правил и, говоря светским языком, тяжелый скандал. То, что ранее позволяли себе отдельные священнослужители, идущие на конфликт с церковным руководством, — сейчас приобретает характер массовый, что и ожидаемо.

Что ж дальше? «Самое интересное должно произойти в мае, — рассказал Кураев. — На май назначен постковидный Архиерейский собор Русской православной церкви. На который, по идее, должны приехать целых сто епископов с Украины. И вот вопрос: приедут ли они? Может быть, приедут все — а может быть, только, так сказать, избранные делегации. А вот с чем они приедут?»

Конечно, это во многом зависит от военно-политической ситуации, которая меняется каждый день. Но, как предупредил Андрей Кураев, нельзя исключать, что посланцы с Украины приедут с четким требованием: «Надоело! Оформляйте нам автокефалию. Потому что уже никаких ассоциаций с „русским миром“ у нашей паствы не осталось».

«И у меня такое ощущение, что это и в самом деле так, — заметил отец Андрей. — Именно те люди, которые считают, что они восстанавливают „русский мир“, на самом деле его успешно хоронят».

При этом Андрей Кураев допустил, что неожиданно смелое обращение главы Украинской православной церкви Московского патриархата митрополита Онуфрия (Березовского) к президенту России после начала боевых действий, которые он назвал «повторением греха Каина», могло быть даже и согласовано с патриархом Московским.

«Безусловно, тяга к независимости от Москвы сейчас на Украине возрастет, — отметил Кураев. — Насколько вовремя это сумеет заметить нынешний глава украинский митрополит Онуфрий, не вполне понятно. Но, во всяком случае, он смог из себя выдавить слова обращения к Путину как инициатору агрессии. Если честно, я даже не исключаю, что эти его слова согласованы с патриархом. Возможно, Кирилл понял, что это тот минимум, который надо заплатить общественному мнению и исторической правде».

По поводу возможных дальнейших путей Андрей Кураев заметил: «Во-первых, Украина это страна, в которой бывают неожиданные формы самоорганизации. Вдруг соберутся люди и выберут своего гетьмана. Или, даже независимо от действующего митрополита, я не исключаю, что может возникнуть какое-то движение: мол, раз ты не реагируешь и молчишь и как-то слишком уж лояльно по отношению к тому, что называется у нас „страна-агрессор“, ведешь себя — то мы без тебя, давай, продвинем свою судьбу и судьбу украинского православия».

Иными словами, по мнению отца Андрея, возможно как возникновение новой структуры — так и просто банальный массовый переход во вновь образованную Православную церковь Украины, которая признана Константинопольским патриархом.

Сама по себе ситуация, когда воюющие стороны принадлежат к одной церкви, для грешного нашего мира довольно типична. И далеко не всегда вызывает у самих воюющих какой-либо протест. В конце концов, католики громили друг друга во множестве войн, вплоть до Первой мировой — а отчасти и во Второй. «Давайте, далеко не ходя, вспомним какую-нибудь Фолклендскую войну, — заметил в данной связи отец Андрей. — Я понимаю, что формально большинство англичан — англикане, но уверен, что там и католиков было немало во флоте Ее Величества».

А можно и в православную историю немножко залезть. «В конце концов, вспомним Средние века, когда русские князья резали население захваченных ими соседних городов за милую душу, — рассказал Андрей Кураев. — И тверские князья вырезали города, которые признавали власть московского князя, — и обратное: что там московские князья творили с Новгородом — более-менее сегодня известно. И так же было и в том, что мы называем Киевской Русью, которой на самом деле не существовало. Киевская Русь — это некий конструкт для удобства историков, придуманный в конце XVIII века… Но эти взаимные резни не мешали, тем не менее, единству церкви. Князь Андрей Боголюбский вырезал Киев, выжег его похуже, чем это сделал Батый, — но опять-таки единства митрополии это как-то не нарушило. Причем митрополит в это время, хотя и назывался Киевским, но уже жил у Андрея Боголюбского во Владимире. Но, тем не менее, остатки киевлян, в общем-то, признавали его власть».

«Так что я не принимаю пока эмоциональные суждения тех, кто говорит: „Все, это последняя капля. Мы не можем быть в одной церкви“, — резюмировал отец Андрей. — Вы, может быть, и не можете — но имейте в виду, что церковная история, в том числе, ваша собственная, знала и другие реакции. То, что сейчас нас возмущает, было в порядке вещей в отдаленные от нас столетия. А дальше это уже дело некоего историософского вкуса, считать ли, что мы по сравнению с теми столетиями деградировали или, наоборот, сделали шаг вперед, раз такого рода вещи более не терпим».

Один вывод для собеседника агентства, однако, несомненен: «Человеческие симпатии патриарх Кирилл на Украине потерял. Как в значительной степени и в России».

Сам же Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл произнес воскресную проповедь в Неделю о Страшном суде после литургии в Храме Христа Спасителя. «Сегодня мы тоже нуждаемся в единстве — в единстве с нашими братьями и сестрами на Украине, — сказал предстоятель. — Не дай Бог, чтобы нынешняя политическая ситуация в близкой нам братской Украине была направлена на то, чтобы злые силы, которые всегда боролись с единством Руси и Русской Церкви, одержали верх. Не дай Бог, чтобы между Россией и Украиной пролегла страшная черта, обагренная кровью братьев. Мы должны молиться за восстановление мира, за восстановление добрых братских отношений между нашими народами».

Митрополит Киевский и Всея Украины Онуфрий, как говорится на сайте УПЦ МП, отслужил литургию в домовом Свято-Троицком храме при своей резиденции в Пантелеймоновском женском монастыре и вознес молитвы за окончание войны и многострадальный украинский народ.

А тем временем предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний (Думенко) выпустил сегодня обращение к патриарху Кириллу, которому он не подчинен, но которого назвал владыкой. «К сожалению, из Ваших предыдущих публичных заявлений уже понятно, что сохранение благосклонности Путина и руководства РФ для Вас намного важнее, чем забота о людях в Украине, часть из которых до войны считала Вас своим пастырем», — сказал Епифаний. Засим он призвал патриарха помочь перевезти на родину тела убитых российских солдат.

Официальный сайт Русской древлеправославной церкви (старообрядцев) в воскресенье был отключен. На российском католическом портале последних военных новостей не комментировали. Там имеется краткий текст: «23 февраля, за несколько часов до того, как президент РФ Владимир Владимирович Путин объявил о начале военной спецоперации в Донбассе, Папа Франциск произнес воззвание о мире на Украине, обратившись к верным и ко всем людям доброй воли в конце общей аудиенции». Употребление полного имени-отчества в данном контексте смотрится с некоторым сарказмом (имели это авторы в виду или нет).

На портале церкви Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) размещено воззвание к президенту России, подписанное председателями ЕХБ всех постсоветских республик. «Наше письмо вызвано глубоким волнением и переживаниями за судьбы народов многих стран, которых могут коснуться разрушительные последствия военного конфликта Украины и России, — говорится в документе. — Мы предлагаем остановиться и сесть за стол переговоров, чтобы найти мирное решение в создавшемся и особенно обострившемся в последние дни уже всемирном противостоянии. Вам как главе мировой державы да даст Господь мудрость найти мирное решение и принести счастье, благоденствие и реальную защиту многим людям в России, Украине и других странах».

На сайте Церкви Адвентистов седьмого дня можно прочесть обращение президента этой всемирной церкви Теда Вильсона. «Дорогие друзья, — говорится там. — Несомненно, вы в курсе происходящих в настоящее время международных событий. Наш долг молиться о наших братьях и сестрах с Западной Европы, Украины и России. Вызовы, которые пришли к нам в виде открытого конфликта, ужасающи».

Глава Духовного управления мусульман России муфтий шейх Равиль Гайнутдин пишет на портале ДУМ: «С болью в душе и сердце воспринимаем все происходящее в эти минуты. Как муфтий и верующий человек глубоко сопереживаю всем и возношу свои молитвы о мире и спокойствии. Ислам — это религия мира, дружбы и равноправия всех народов. Мы призываем сделать все возможное, чтобы избежать жертв».

На сайте Федерации еврейских общин России (ФЕОР) военных вопросов пока не касаются. Известность зато получило пространное обращение президента Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрия Каннера, который вспомнил, как на Первой мировой войне еврей мог проткнуть врага штыком и услышать из его уст «Шма Исраэль!» Российские буддисты и кришнаиты пока от комментариев воздерживаются.

Леонид Смирнов

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий