Еще один скандальный священник РПЦ был запрещен в служении

Кандидат исторических наук, сектовед и религиовед Александр Чаусов об очередном скандале вокруг Русской Православной Церкви

Александр Чаусов

780


На фото: схиигумен Сергий (Романов) (Фото:
Скриншот: с канала «Движение Царский крест» на YouTube)

В последние несколько недель Московская Патриархия и епископат Русской Церкви, кажется, серьёзно озаботились чистотой рядов священнослужителей. Так, в служении до церковного суда были запрещены протодиакон Андрей Кураев, двое епископов и вот теперь — схиигумен Сергий (Романов). Личность в высшей степени одиозная, а в некоторых кругах даже легендарная. К слову, человек этот до недавнего времени считался «непотопляемым» в плане применения к нему канонических прещений. Но, как показал коронавирус и все с ним связанное, непотопляемых нет.

Здесь, пожалуй, стоит подробнее рассказать о биографии схиигумена Сергия, поскольку она сама по себе больше похожа на мистический детектив. Сергий, в миру Николай Васильевич Романов, родившийся в 1955 году, вплоть до конца девяностых вёл более чем светскую жизнь. По некоторым данным, свою карьеру он начал со службы в советской милиции. Но там как-то не задалось, и в 1985 он был осужден за хищение государственного имущества, а потом еще и приговорён к 13 годам тюремного заключения за умышленное убийство.

А вот когда он вышел из мест не столь отдаленных, вокруг него начались то ли мистика, то ли нарушение канонического права. Потому что он был рукоположен в сан. Но проблема тут в том, что убийца не может быть рукоположен согласно православным канонам. Нельзя приносить Бескровную Жертву руками, обагренными кровью, о чем говорится в пятом правиле святого Григория Нисского. Кстати, также права на священство лишаются и грабители.

Читайте также

Социология расстраивает Путина: Отношения общества и власти испортились на самоизоляции
В Кремле боятся вспышки народных волнений больше коронавируса

Тем не менее, сторонники Романова говорят об этом эпизоде даже с гордостью, поскольку утверждают, что так было глубоко его раскаяние в прошлых грехах, что случилось чудо. С постригом в монахи все тоже крайне загадочно. По слухам, Романов принял постриг на Афоне. Однако документы об этом факте биографии схиигумена отсутствуют в архивах Екатеринбургской епархии, где Сергий и подвизался служить.

Служение это, к слову, тоже было сопряжено со скандалами. В начале нулевых в СМИ появились публикации о том, что Сергий Романов фактически рейдерски захватил земли фермера Сергея Крекова. Скандал, впрочем, удалось уладить тогдашнему правящему архиепископу Екатеринбургской епархии, Викентию (Морарю). В итоге фермер претензии снял, а на то ли подаренных, то ли проданных землях стал строиться Среднеуральский женский монастырь.

После этого эпизода схиигумена Сергия назначают настоятелем монастыря в честь святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме, который в тот момент фактически только строился. Но и здесь без конфликтов не обошлось. На этот раз с одним из спонсоров монастыря, генеральным директором Уральской горно-металлургической компании Андреем Козицыным. В какой-то момент Романов со сторонниками снесли только что построенную монастырскую колокольню, поскольку схиигумен обнаружил в её росписи некие «масонские символы».

Сторонниками и последователями Романов начал обрастать уже тогда. Дело в том, что даже противники его проповеди отмечают, что он является крайне харизматичным, волевым человеком, за которым хочется следовать и которому хочется безоговорочно доверять. Тем более что сам Романов занял ультра-ортодоксальную, мягко говоря, «православно-патриотическую позицию». Если же говорить не мягко, то концепция воззрений Романова формировалась вокруг такого квази-православного течения как «Царебожие». А это отрицание ИНН, паспортов нового образца, воззрения на последнего российского Царя не просто как на святого страстотерпца, но как на чуть ли не «второе Пришествие Христа». Сюда же относится и всенародное покаяние за грех цареубийства. И в довесок страшные масоны, рептилоиды и прочий скорый приход антихриста, который готовит тайное мировое правительство. В общем, игра на алармизме определённой и, прямо скажем, маргинальной части верующих.

За снос колокольни, тем не менее, Сергий Романов был выведен за штат. Но это была скорее номинальная мера. Поскольку тут же его отправили духовником во все тот же Среднеуральский монастырь. Где он и развернул свою бурную деятельность, позиционируя себя в качестве «старца».

Читайте также

Обреченные на болезни и одиночество
Почему самоизоляция и карантин больнее всего ударили по людям старшего поколения

Неизвестно, в какой момент Романов обзавелся весьма влиятельными «духовными чадами», но они у него были. Больше того, как говорили очевидцы, в монастыре Романов стал не просто духовником, а фактически полновластным хозяином при весьма широкой автономии по отношению к остальной епархии и правящему архиерею.

В общем, даже депутат Государственной Думы РФ Наталья Поклонская, по некоторым сведениям, была среди этих «духовных чад». Во что поверить не так уж и сложно, учитывая её относительно недавние высказывания по поводу и Николая II, и его якобы мироточащего в Крыму бюста, и того же фильма «Матильда». Поклонскую, справедливости ради, все же в какой-то момент стало «отпускать». И, кажется, с Романовым они уже таких тесных отношений не поддерживают.

А вот сам схиигумен риторику не только не изменил, но с приходом коронавируса еще и усилил. Что и послужило в итоге причиной новой отправки за штат.

Дело в том, что 25 апреля этого года схиигумен Сергий выступил с проповедью, в которой, в частности, заявил: «Никакой пандемии вообще нет, а придумали ее дети сатаны, чтобы не пускать русского человека в храм». И в довесок проклял «весь род» тех, кто препятствует посещению храмов. Проповедь, надо сказать, разошлась широко.

И епархиальные власти отреагировали, запретив Романову проповедовать и вообще публично высказываться на острые политические темы. Что, кстати, вполне логично. Потому что приставка «схи-» означает, что он не просто монах, а монах большой схимы, то есть, в теории, молитвенник и затворник, который стремится к уходу от мирского и публичного.

Однако схимник не внял решению епархиального архиерея и продолжил выступать с проповедями аналогичного содержания и дальше. Проповеди при этом попали в Сеть. Итог, что называется, был немного предсказуем. В адрес схиигумена Сергия прилетел «православный банхаммер» уже более серьёзного калибра: запрет в служении до разбирательства его дела епархиальным церковным судом за подписью митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.

Самый же главный вопрос в этой истории: а что будет дальше? Дело в том, что у Сергия (Романова), действительно великое множество последователей. И очень влиятельных, в том числе. То есть, фактически, на базе Среднеуральского монастыря он собрал своеобразную «секту», которая только номинально была православной, а по факту учение «старца» в некоторых пунктах довольно сильно расходилось с учением Церкви.

Читайте также

Где-то люди умирают от голода, а где-то всё хорошо: Как регионы выходят из самоизоляции
Как Ленинградская область, Республика Крым, Республика Хакасия, Нижегородская область и Москва переживают самоизоляцию

Есть версия, что после запрета в служении Романов окончательно из Церкви уйдет и уведет за собой большую часть своих последователей. Это, конечно, будет печально, в первую очередь, для этих самых адептов. Но с другой стороны — финал практически всех квазиправославных сект в России примерно одинаков. Какое-то время они очень часто и громко фигурируют в медиапространстве, а потом пропадают в полном забвении. Показательный пример здесь, кстати, бывший чукотский епископ Диомид Дзюбан, о котором уже много лет не слышно вообще ничего.

С другой стороны, за Сергием Романовым все же стоит больше людей, и люди эти куда серьёзнее и обеспеченнее. Да и сам схиигумен обладает яркой харизмой и вполне способен оказаться лидером «долгоиграющей» секты. Но здесь для Русской Церкви плюсом будет уже то, что его с Церковью перестанут ассоциировать.

Ну и как всегда не стоит исключать и тот маловероятный случай, что Романов одумается и покается, вернувшись к своему служению в адекватном для монаха большой схимы виде. То есть, без проповеди по актуальным политическим темам.

В любом случае, в последнее время в Русской Церкви наметилась тенденция на более строгое отношение к публичной деятельности и высказываниям священников. И этот факт не может не радовать, поскольку некоторые из подобных деяний, особенно когда они оставались без внимания священноначалия, вызывали откровенное и сильное смущение верующих. Есть надежда, что сейчас, в том числе благодаря коронавирусу, это положение несколько изменится в пользу большей строгости и дисциплины.

Публикации Александра Чаусова на «Свободной Прессе»:

А действительно ли «Панорама» пошутила насчёт «простолюдинов»?

У России ПМС: Почему перчатки и маски сводят нас с ума и как с этим жить?

Зачем Путину наша кровь?

Кого и почему «корёжит» от Дня Победы

Источник: svpressa.ru

Добавить комментарий