Похоже, что даже при самом благоприятном исходе пандемии нас ждёт довольно унылое и экономное существование
319
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
В реинкарнацию экономики и собственную сытую жизнь после окончания пандемии не верят около 17 процентов граждан Российской Федерации. Люди убеждены, что уже не смогут восстановить тот уровень доходов, который позволял им покупать более-менее качественные продукты, пишет колумнист «Московского монитора» Платон Сергеев.
Еще большее число россиян — 36 процентов пессимистично настроены по поводу возможности возобновить регулярные туристические поездки за рубеж. Причем, не из-за возможных санитарных кордонов и политических ограничений, а именно по причине своей неплатежеспособности.
Забыть про люксовые бренды в своем гардеробе готовы еще 19 процентов жителей нашей страны — они полагают, что ближайшие несколько лет зарплата позволит им покупать только недорогие и практичные вещи.
Названые цифры сложились в результате опроса проведенного компаниями BCG и «Ромир». Статистика говорит о том, что россияне трезво смотрят на «экономический итог» 2020 года. Граждане подозревают, что кризис будет затяжным, а снижение их личных доходов значительно превысит 3−5 процентов (таков прогноз жизнерадостных экспертов). Люди психологически готовы сокращать необязательные траты.
Читайте также
Как вернуть народу имя
Вениамин Башлачев: запрет имени великороссы и ревизия словаря Даля ничего хорошего не принесли. И не принесут
Что замечательно, в обществе сейчас комфортно уживаются друг с другом две взаимоисключающие тенденции. Одновременно с твердым настроем на сокращение расходов, жители мегаполисов, тем не менее, рассчитывают «оторваться по полной», сразу после завершения карантина и связанной с ним самоизоляции.
То есть, помимо 17 процентов законченных «пищевых пессимистов», есть и другие категории россиян, которые смотрят в будущее с надеждой. Например, как следует из опроса, примерно 35 процентов респондентов думают, что сумеют доесть упущенные гастрономические изыски в спустя нескольких недель, 32 процента отводят на этот процесс несколько месяцев, и еще 16 процентов убеждены, что выйдут на привычный уровень потребления продуктов в течении года.
Вернуться к шопингу по бутикам одежды и обуви сразу после карантина надеется 22 процента опрошенных россиян, еще 36 процентов отводят себе на латание прорех в семейном бюджете 2−3 месяца, а 23 процента уверен, что восстановят финансовый статус-кво в течении года.
Более грустные перспективы вырисовываются в туристической отрасли. Путешествия — первая статья, на которой россияне рассчитывают экономить в период постшока от пандемии. Нельзя забывать, что на фоне общего снижения доходов населения часть расходов останется неизменной (или возрастет) — это платежи за жилищно-коммунальные услуги. Как полагают аналитики, для 15 процентов населения Российской Федерации уже осенью расходы на ЖКХ станут критическими. Поэтому траты на отдых и туризм представляются нашим людям весьма некстати.
Читайте также
Взглядом волонтёра
Михаил Синельников-Оришак о рабочих буднях добровольца в отделении «короновирусных»
Соответственно, даже если будут разом сняты все внутренние и международные ограничения на туризм, отправится в путешествие, или на пляжный отдых за границу, будут готовы лишь 11 процентов из тех россиян, что прежде могли себе это позволить. Более трети бывших «русо-туристо» — 36 процентов, уверены, что впредь уже никогда не смогут беззаботно отдохнуть на пляжах Турции, Гоа, или Таиланда.
При этом, если делать градацию по классам, естественно наиболее пострадавшими оказались слои населения с низким доходом: эти люди вынуждены урезать траты на каждодневные покупки. Средний класс россиян старается пока не сильно ограничивать себя в товарах первой необходимости, но массово отказывается от путешествий и крупных приобретений — вроде автомобиля, квартиры, либо дачи.
По итогам пандемии безусловно пострадает сфера культурного досуга. Почти половина из прежних ценителей искусства — 41 процент опрошенных, сообщили, что станут реже посещать концерты, театры и кинотеатры. Зато люди готовы более активно тратить деньги на цифровой контент. По прогнозам, доходы онлайн-кинотеатров и развлекательных интернет-порталов, по итогам по итогам 2020 года вырастут минимум вдвое.
Источник: