Нур-Султан отказался входить в Союзное государство Москвы и Минска
Сергей Аксенов
183
На фото: виды Нур-Султана (Фото:
Валерий Шарифулин/ТАСС)
Материал комментируют:
Владимир Лепехин
Вячеслав Тетёкин
Казахстан не намерен присоединяться к Союзному государству России и Белоруссии, заявил президент этой страны Касым-Жомарт Токаев в интервью «КП». При этом он назвал Россию самым близким государством для РК.
По словам Токаева, приоритетом для страны остается взаимодействие с Москвой в рамках ЕАЭС, ОДКБ и СНГ. В Казахстане ждут, что к 2025 году на постсоветском пространстве сформируется единый энергетический и финансовый рынок.
Из экономических вопросов Токаев упомянул создание зернового ОПЕК, так как РФ и РК входят в десятку крупнейших производителей зерна, а также совместную модернизацию космодрома Байконур — проект Байтерек (недавно переименован в «Назарбаевский старт» — авт.).
Глава РК заверил, что к России положительно относятся 75% казахстанцев. В республике проживает 3,5 млн. русских, однако они не являются «национальным меньшинством». Возможность Крымского сценария на севере Казахстана Токаев отверг, а переходить на латиницу обещал постепенно.
Читайте также
Мишустин решил «потрясти» Собянина
Глава правительства засомневался в законности решений мэра столицы в период эпидемии
Русские — часть нашего народа, заявил Токаев. Видимо, так думают и в Москве.
Между тем, «СП» писала, что Россия выдала по запросу Казахстана ополченца Донбасса и гражданина РК Евгения Щербака, которому дома грозила тюрьма. Впоследствии Щербака осудили к 4,5 годам лишения свободы.
Генеральный директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин уверен, что глобальные тренды лишь подстегнут интеграцию на постоветском пространстве.
— Для интеграции есть объективные и субъективные основания. Субъективно, не только Казахстан не хочет интеграции с Россией, но и Белоруссия, и в каком-то смысле Армения, да и Киргизия этому не очень-то рада. Если говорить о местных элитах.
А элиты везде продажные. Учитывая ситуацию в России, где падает рейтинг руководителя, давление зарубежных структур и наличие в мире других конкурентных центров, учитывая общую экономическую ситуацию, в которой Россия находится под санкциями… Естественно, что у них есть иллюзии, что союз с Россией можно разменять с кем-то еще. С тем, кто хотя бы санкции не накладывает, а наоборот — подарками завлекает.
Российские элиты в своей массе точно такие же. Они тоже не хотят реинтеграции с республиками, которые тянут, как они считают, из России ресурсы, которым надо цену на газ снижать и т. п. Но есть объективные основания, заключающиеся в том, что модель мира меняется.
«СП»: — Можно подробнее?
— В мире формируются новые экономические зоны, альтернативные центры силы. Хочет кто-то из лидеров или не хочет, но завтра или через какое-то время не будет монополии доллара, прекратится господство американских и в целом западных компаний в мировой экономике. Есть Китай, который стремительно развивается и который уже запугал Запад своим присутствием, происходит размежевание Европейского союза и Северо-американского союза NAFTA и отдельно США.
И в этом раскладе все равно каким-то образом должно быть организовано евразийское пространство. Северная Евразия, которая столетиями была экономически единым организмом, не может распасться — это противоестественно. В начале 1990-х, когда все разбежались по национальным квартирам, Назарбаев, как прагматик, заявил о необходимости создания ЕАЭС. Он руководствовался не симпатиями к Ельцину, а необходимостью развития экономики своего государства.
Он прекрасно понимал тогда, что составные части его национальной экономики находятся за рубежом — в той же России. Это значит, что нужен транзит через Россию и страны Центральной Азии, нужны образовательные центры, технологии и проч. Понятно, что у нас были и есть олигархи, которые ведут себя как все другие мировые олигархи, но в целом российская ментальность, культура предполагает реинтеграцию. И все видят, что она дает плоды. Образовался общий рынок.
«СП»: — Тем не менее, развивать эти достижения в Казахстане не торопятся…
— Когда Токаев или Назарбаев говорят о многовекторной политике, то это для внутреннего употребления. Потому что идеологически все постсоветские республики развивались последние 30 лет в направлении возгонки национального самосознания. Поколение интернационалистов уходит, а молодежь начинает доминировать, у нее другие взгляды.
Результат этого мы видим и на Украине, и в Казахстане. Поэтому элиты вынуждены на это реагировать и тоже формировать национальную повестку — как бы защищать свои национальные интересы, ставить их превыше всего. Но экономический союз наших стран никуда не денется. Напротив, после победы в США Трампа начнется следующий этап развития ЕАЭС. Там сейчас происходит момент истины.
«СП»: — Как это связано?
— Байден и Демократическая партия «встали на колени» перед Трампом. Они ничего не могут с ним сделать, даже ликвидировать физически, потому что в истеблишменте уж сложился консенсус относительно развития Америки. Он предполагает новую экономическую модель, которую Трамп реализует уже четыре года. Через полгода после выборов наши региональные элиты, все еще смотрящие на Запад, поймут, что эпоха обещаний Сороса, Гейтса закончилась, а единственный путь экономического развития на постсоветском пространстве — это строить общий рынок.
По мнению главного политического советника председателя ЦК КПРФ, д. и. н. Вячеслава Тетекина, России следует стать более привлекательной для соседей — социальным государством.
— Разумеется, мы уважаем позицию президента Токаева, но для того, чтобы сказать, что Казахстан не хочет быть в составе Союзного государства с Россией, недостаточно мнения только главы государства. Для этого нужно проводить плебисцит, на котором людей спросят, хотят ли они. Ясно, что ни в одной из бывших республик СССР руководство своему населению такой вопрос не задаст, потому что велика вероятность, что люди захотят жить в единой стране.
А вот верхушки этих стран, конечно, не хотят. Потому что сейчас они оседлали все природные, экономические, человеческие ресурсы своих стран. Они упакованы, они «в шоколаде». У них резиденции, личные самолеты, охрана, ковровые дорожки, зарубежные визиты, госбюджет в распоряжении. Живи — не хочу! Зачем им нужен союзный зонтик, который будет следить, как они тратят деньги? Элиты будут биться до последнего, чтобы не входить в состав союзного государства.
«СП»: — Но это не означает, что такой потребности нет…
— Конечно. Дело в том, что по оценке специалистов до 50 процентов падения экономического потенциала в союзных республиках произошло за счет разрушения экономических связей. Эти связи имели естественный характер, так как советская власть энергично занималась распределением производительных сил. В той же Средней Азии строились промышленные предприятия, которые были частью единой экономической цепочки, работали на общий результат.
Советская власть заботилась о развитии окраин. А когда все развалили, получили огромные толпы мигрантов, которые едут в Москву, потому что у них дома нет никакой работы. Им не хочется отрываться от семей и ехать в наши холода, но они в отчаянном положении. Постепенно они начинают понимать, что беда именно в развале единого государства, которое складывалось столетиями естественным путем.
Читайте также
Выйдя из коронавируса, Россия провалится в «1984-й»
Зачем власть отрабатывает технологии тотальной цифровой слежки
«СП»: — Развалили — да, но кто это сделал?
— РСФСР со своим потенциалом всегда была стержнем советской экономики. Сейчас сама Россия находится в отчаянном положении. Верхушка, которая правит страной 30 лет, те силы, которые пришли к власти в результате госпереворота 1990−1993 годов, развалили экономику страны. Люди живут не лучшим образом. Поэтому наши соседи, особенно те, у кого много природных ресурсов, как в том же Казахстане, задумываются, нужно ли им сближаться с такой Россией. И делают вывод, что не нужно.
А вот государства победнее — Киргизия и Таджикистан, уже думают о том, не вернуться ли им в состав единой страны. Но вопрос в том, в состав какой страны. Если в нынешнее полубандитское, абсолютно коррумпированное государство, работающее в интересах олигархии, то надо еще подумать. Вот когда Россия восстановится как полноценное социальное государство, а еще лучше социалистическое, отбоя не будет от желающих вернуться.
Ключевая проблема не там, а здесь — в Москве. В политике правящей верхушки России. Она является основным сдерживающим фактором.
Постсоветское пространство: В «объятиях» ЕС украинская промышленность еле дышит
Новости Белоруссии: Лукашенко о продаже госсобственности: не хочу, чтобы получилось как в России
Источник: