Глава правительства засомневался в законности решений мэра столицы в период эпидемии
Дмитрий Родионов
2161
На фото: мэр Москвы Сергей Собянин и премьер-министр РФ Михаил Мишустин (слева направо (Фото:
Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС)
Материал комментируют:
Владимир Лепехин
Игорь Шатров
Премьер-министр Михаил Мишустин дал поручения некоторым ведомствам проверить указы мэра Москвы Сергея Собянина в период борьбы с эпидемией коронавируса.
«Минюсту России, Минздраву России, Роспотребнадзору проанализировать совместно с правительством Москвы и экспертным юридическим сообществом практику применения нормативных правовых актов (в том числе указов мэра Москвы), принятых в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, обратив особое внимание на положения, в наибольшей степени затрагивающие права и интересы граждан», — говорится в поручении.
Как это понимать? Премьер, сам переболевший коронавирусом, хочет снять с себя ответственность за допуск заразы в страну? Почему сейчас возникает этот вопрос? Эпидемия побеждена и настало время «разбора полетов»?
— Кризисная ситуация, возникшая в результате распространения эпидемии коронавируса, стала стресс-тестом, который, в частности, выявил множество брешей в федеральном законодательстве, — считает руководитель Экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.
Читайте также
Выйдя из коронавируса, Россия провалится в «1984-й»
Зачем власть отрабатывает технологии тотальной цифровой слежки
— Региональные власти нередко были вынуждены закрывать эти правовые пробелы собственными решениями. Наибольшая нагрузка легла на законодательную и исполнительную власть Москвы как основного очага инфекции. Решения мэра Москвы, Мосгордумы впоследствии становились модельными для других регионов, в которые эпидемия пришла позднее. Теперь требуется анализ правоприменительной практики, детальное изучение всех этих антикоронавирусных законодательных новаций. Это логично и обоснованно.
В следующий раз в подобной ситуации власть должна действовать по заранее утвержденному алгоритму, четкому плану, в котором будут учтены все плюсы и минусы нынешней ситуации. Это позволит свести возможные негативные последствия от чиновничьих инициатив к минимуму.
«СП»: — Помнится, сенатор Клишас в первый же день введения ограничений в столице говорил, что они незаконны…
— Клишас выступил, в первую очередь, как юрист. Он обратил внимание на то, что мэр Москвы принимает решения, которые находятся в компетенции федеральных властей. Однако позднее президент России оценил действия мэра как своевременные и уместные, отвечающие остроте ситуации.
Также своими решениями президент делегировал руководителям регионов широкий набор полномочий по организации борьбы с инфекцией в своих субъектах Федерации. Как я уже сказал, региональные власти в каком-то смысле легли на амбразуру. Они были вынуждены в явочном порядке брать на себя ответственность за решение вопросов, которые федеральным законодательством не урегулированы. На мой взгляд, это хороший знак, проявление сильных сторон российского федерализма.
«СП»: — Собянин является первым заместителем Мишустина в координационном совете по борьбе с коронавирусом. Кто, по-вашему, все же принимает решения? Нет ли ощущения, что Мишустин возвращает утраченное влияние?
— Нет никаких оснований для построения конспирологических теорий. Это, конечно, не означает, что между чиновниками такого ранга не существует конкуренции. Однако в данном случае каждый действует строго в рамках своих полномочий. Мишустин координирует борьбу с инфекцией на федеральном уровне, а мэр Москвы — на уровне города. Также как руководитель рабочей группы Госсовета Собянин организует обмен практиками между регионами, способствует взаимодействию между ними и федеральным центром.
«СП»: — Какие выводы, в том числе, организационные, будут сделаны?
— Я думаю, оргвыводы будут самыми благоприятными для Собянина. Потому что судить стоит по результату, а на данный момент он позитивный. Москва избежала участи Нью-Йорка, европейских столиц — коллапса системы здравоохранения не случилось. Это самое главное, это основной критерий, который будет определять характер выводов.
Что касается допущенных управленческих ошибок, то у каждой ошибки есть конкретная фамилия. И если в ходе анализа станет понятно, что той или иной ошибки можно было избежать, оргвыводы будут сделаны в отношении конкретных виновников. Итогом же проверки должны стать не оргвыводы, а набор законодательных инициатив, с которыми правительство выйдет в Госдуму. Эти законопроекты должны содержать положения, которые позволят четко регламентировать деятельность федеральных, региональных и муниципальных властей в подобных ситуациях.
По словам директора Института ЕАЭС Владимира Лепехина, в ситуации, когда решение проблемы пандемии было передано в регионы, встал вопрос: а чем занимается последние два месяца федеральное правительство?
— Правительство РФ, на мой взгляд, провалило поручения президента по ключевым направлениям поддержки врачей, предпринимателей и т. п., и в той же Москве основным субъектом принятия решений стал столичный мэр.
Полагаю, что в ситуации, когда страна вышла с коронавирусом на плато, чиновники настроились на то, чтобы протрубить победу над инфекцией и заняться награждением непричастных и наказанием невиновных. Естественно, хочется приписать все заслуги федеральной власти и главе государства, а все пробелы свалить на региональные власти. Вот главная задача Мишустина на ближайший месяц.
Федеральная власть использовала Собянина как инструмент для реализации непопулярных мер против населения страны, а Собянин сполна использовал эту возможность в собственных интересах.
Теперь различные ведомства повылезали из нор и начинают доказывать, кто был круче в период, когда страна столкнулась с форс-мажором — вместо того, чтобы выйти из пандемии с минимальными потерями и адекватным анализом негативного опыта.
«СП»: — По-вашему, это инициатива Мишустина?
— Это инициатива не Мишустина, а федеральных чиновников как властной корпорации в целом. Эта корпорация провалила в период пандемии все, что можно, а потому нуждается в пиаре — в отмыве (насколько это возможно) запятнанной репутации.
Читайте также
Сможет ли жара, которую скоро обещают, победить коронавирус?
Профессор Омельяновский: «Инфекция не ушла, она с нами»
«СП»: — А как, по-вашему, за это время выросло влияние Собянина? Его тут некоторые уже в преемники записывают…
— Влияние Собянина, безусловно, в период пандемии резко возросло. Настолько, что некоторые политики и «эксперты» заговорили о государственном перевороте. С моей же точки зрения, ни о каком госперевороте с участием Собянина речь идти не может.
«СП»: — Каковы, по-вашему, будут итоги проверки? Будут ли сделаны выводы из этой истории?
— В целом далеко идущих выводов сделано не будет. Власть в РФ на это не заточена. В последние два месяца чиновники пилили бюджет на «помощи» населению, в следующие полгода будут пилить бюджет на «восстановлении» экономики.
Пожалуй, единственные позитивные подвижки, которые будут сделаны, произойдут в сфере здравоохранения под давлением медицинского сообщества. Думаю, что Минздрав и федеральное правительство в целом более внимательно отнесется к наличию в стране больничных коек, инфекционных клиник, производству отечественных препаратов и медицинского оборудования, к проведению клинических исследований и противодействию присутствия на постсоветском пространстве западных биолабораторий.
Коронавирус: Сможет ли жара, которую скоро обещают, победить коронавирус?
Охрана здоровья: Врач ВРКБ: Из-за бездействия руководства погибли мои коллег
Источник: