Власть будет всеми силами затягивать пассивных людей на участки, чтобы не голосовали ногами
Анна Седова
494
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Материал комментируют:
Александр Шатилов
Дмитрий Журавлев
Председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова пообещала, что будут выполнены все необходимые мероприятия, для того чтобы не было рисков здоровью граждан в ходе голосования по поправкам к Конституции России, которое было официально перенесено на 1 июля. Для этого за час на участки будут пускать не более 8 человек, всем будут выдавать защитные маски, перчатки одноразовые ручки. В итоге, по словам Памфиловой, поход на участок будет безопасней похода в магазин.
Тем не менее, в связи с опасениями из-за коронавируса явка на голосование по поправкам в Конституцию может стать проблемой. Хотя это не официальный референдум, изначально инсайдеры сообщали, что Кремль поставил задачу обеспечить явку не намного ниже той, что была на выборах президента, то есть хотя бы около 60%. Число поддержавших изменения граждан должно составлять 70% и выше. Должен быть такой день всенародной любви к президенту Путину, как к отцу нации. Неслучайно, в конце апреля появилась петиция с предложением присвоить это звание президенту официально.
Однако если изначально власти планировали проводить голосование в апреле и уже запустили мощную подготовительную кампанию, то летом, да еще и после месяцев самоизоляции, все может сложиться не так радужно. С одной стороны, люди разъедутся по дачам, с другой, за месяцы карантина история с поправками в Конституцию вообще подзабылась. Правда, у властей есть еще месяц для того, чтобы о ней напомнить.
Читайте также
Голосование по Конституции как способ поднять Россию с колен и показать Западу кузькину мать
Почему Кремль не отложит плебисцит в разгар эпидемии по примеру других стран
Организаторы голосования уже предпринимают все меры для того, чтобы обеспечить высокую явку. Например, период досрочного голосования растянули на целую неделю, причем отдать свой голос раньше времени можно без специального заявления. Частично волеизъявление будет проходить на дому, а в некоторых регионах, возможно, даже в электронной форме. То есть для того, чтобы собрать голоса, все средства хороши. Но удастся ли убедить измученных коронавирусом и карантином россиян озаботиться голосованием пока сказать трудно. Сейчас социологи «Левада-центра» * фиксируют такую ситуацию: уверены, что примут участие в плебисците, 45% респондентов, допускают участие 21%, а 13% уверены, что голосовать не будут.
Декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов считает, что коронавирус как раз подыграет явке, так как после карантина граждане рады будут пойти даже на избирательные участки.
— Освободившиеся от самоизоляции граждане России будут рады поучаствовать в любых мероприятиях, в том числе политических. Вдохновленный народ пойдет на избирательные участки просто для того, чтобы пройтись, пообщаться и вернуться в привычный образ жизни. Мне кажется, власти рассчитывают именно на то, что когда период затворничества закончится, людям захочется, общения, экшна и они пойдут на участки для голосования.
Конечно, летом есть проблема дачного сезона. Но самоизоляция и по традиционно дачно-отпускному периоду нанесла удар. В отпуск никуда не уедешь, на поездки даже по России ограничения не будут сняты, не говоря уже о зарубежных странах. Граждане в большинстве своем пребывают по адресу прописки и имеют возможности для голосования.
Одновременно с этим будет проводиться активная информационно-пропагандистская кампания. Думаю, будет делаться ставка на идеи суверенитета и независимости страны от Запада. Эта тема будет интенсивно обыгрываться, особенно если в США продолжатся нынешние события. Тогда могут напирать на то, что нужно проголосовать, чтобы не допустить хаоса и беспорядка.
«СП»: — Получится ли у властей обеспечить высокую явку, и какую именно?
— Для легитимности процесса необходимо, чтобы в нем поучаствовала хотя бы половина населения, а лучше — 60−65%. Голосование за поправки желательно обеспечить хотя бы на уровне двух третей, то есть 66−67%. Сегодня ВЦИОМ и другие центры сообщают, что за поправки к Конституции готовы голосовать примерно 60% населения. Но этот показатель может быть несколько занижен, так как не учитывает активную пропагандистскую кампанию в последние дни, которая обычно приносит еще 5−10% роста поддержки.
Мне кажется, если удастся создать атмосферу социального оптимизма в связи с окончанием карантина, добиться нужных результатов власти удастся.
«СП»: — Значит, протестного голосования не ожидается?
— Даже власть сейчас не называет абсолютные цифры. У некоторых граждан есть претензии к последним месяцам, появились серьезные социально-экономические проблемы, как объективные, так и субъективные.
Но с другой стороны, противникам власти сейчас сложно найти аргументы, где ситуация лучше. Весь мир в той или иной степени погрузился в хаос. Образцовых примеров социально-экономического развития нет.
Даже США, образец демократии, сейчас трещат по швам как в плане коронавируса, потери от которого превышают американские потери во Второй мировой войне, так и из-за расовых волнений и беспорядков. Если обычно оппозиции удается играть на контрасте, то сейчас весь мир находится не в идеальном состоянии, и на этом фоне сложно будет мобилизовать протестную активность населения.
А если власть еще и выступит с несколькими социальными инициативами накануне голосования за поправки, на этом удастся взять несколько процентов одобрения.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также считает, что протестного голосования не будет, зато возможна «протестная пассивность».
— Явка выше 50% на голосовании по поправкам к Конституции обязательна. С одной стороны, это не референдум, на котором 50% по закону необходимы для признания его легитимным. Это всенародное голосование, юридический статус которого не определен. Но понятно, что его политический вес при низкой явке будет очень невелик. Поэтому явка нужна позарез.
При этом осень опасна, потому что про вторую волну коронавируса не говорит только ленивый. Не факт, что она будет, но из нее все исходят. Может получиться так, что осенью некому и негде будет голосовать. Мне кажется, что лето — это вынужденная мера и компромиссный вариант для голосования.
«СП»: — А как будут обеспечивать явку летом?
— Одним из способов может стать максимальное увеличение числа участков голосования. Летом народ у нас расползается на дачи. Но дачи находятся не в безвоздушном пространстве и не в Сибири, а в областных поселках, которые стоят 300 лет. Можно будет развернуть участки в этих поселках и получить ту же Москву, которая и была, только размазанную по Московской и соседним областям.
Увеличение срока голосования также может помочь повысить явку. Допустим, люди едут на ту же дачу. Отчего бы им не заехать на участок и не проголосовать? Но говорить, что это будет кардинальной помощью, и вместо 50% придут 80%, я бы не стал. Потому что речь идет не о тех, кто может прийти на участки, а о тех, кто хочет. Если люди голосовать не хотят, от того, что они могут зайти на участки, ничего не изменится.
Читайте также
Белорусский «Майдан»: Батька сможет взять власть только силой
Белорусский президент даже не ожидал, что у него может появиться реальная оппозиция
«СП»: — Удастся ли обеспечить явку выше 60%?
— Это сложный вопрос, потому что очень сложна сама поправка. Туда включили столько разных тезисов, что, во-первых, не всем все понятно, а во-вторых, не все со всем согласны. Кто-то согласен с одними пунктами и не согласен с остальными. Как такой человек будет голосовать? Даже если он согласен с 90% и не согласен с 10%. Весьма вероятно, что никак.
Есть еще и третий большой пласт людей, которые забыли, о чем говорится в этих поправках за месяцы карантина. А текст большой и сложный. Думаю, власти вполне могут преодолеть эту проблему, но для этого им нужна не агитация и пропаганда, которая просто будет рассказывать из телевизора, что поправки хороши, а что-то более содержательное и сложное. Людям нужно напомнить, в чем заключается суть документа.
Это не будет решением, после которого все дружно пойдут и проголосуют за, но это снимет много проблем.
«СП»: — Возможно ли протестное голосование на фоне экономического кризиса?
— Вполне возможно. Но я думаю, что протестным будет не само голосование, а отказ голосовать. Протест определит явка. Я не ожидаю больших протестов, скорее, большой пассивности. Потому что протестовать в нынешних условиях особо нет причин, плохо не только в России, но и везде. Думаю, предстоящий месяц и то, удастся ли властям объяснить необходимость голосования, станет для явки определяющим.
Новости России: Удальцов о голосовании по Конституции: это будет колоссальный лохотрон
* АНО «Левада-Центр» внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Источник: