Анатомия слухов: Саакашвили вернулся, чтобы сесть

В России под ударом оказались те, кто достаточно влиятелен, чтобы противостоять наступлению силовиков на IT-сферу и цифровую экономику.

Возвращение блудного президента

Михаил Саакашвили в пятницу объявил в соцсетях, что неведомым образом пробрался в Грузию, где он не был восемь лет из-за конфликта с нынешними властями страны. В его аккаунтах в соцсетях были опубликованы два видео якобы из города Батуми. Экс-президент призвал своих сторонников голосовать 2 октября на местных выборах, а потом идти маршем на Тбилиси.

Попытка Саакашвили ворваться обратно в грузинскую политику может стать главной сенсацией последнего времени на всем постсоветском пространстве. Она затрагивает напрямую также и интересы России, у которой относительно рабочие отношения с действующими властями Грузии. При этом Саакашвили для Кремля — давний и непримиримый враг.

Источник, близкий к администрации российского президента, рассказывает, что за действиями Саакашвили в Москве внимательно следят, как, собственно, и за выборами в Грузии. Кремлю вовсе не хотелось бы новых проблем в Закавказье, которые неизбежны, если авантюра грузинского экс-президента увенчается успехом, и он снова захватит власть.

Насчет того, как на очередную эскападу Саакашвили реагируют грузинские власти, поначалу поступала противоречивая информация. По одной версии, во властных кабинетах в Тбилиси царили истерика и паника. К приезду Саакашвили, который ранее публиковал фото билета на самолет в Грузию на вечер 2 октября, никто в реальности не готов.

Грузинская прокуратура обвиняет Саакашвили по нескольким уголовным статьям, причем по двум из них он уже даже заочно осужден. Так что другой источник, близкий к нынешним грузинским властям, уверяет, что они сохраняют спокойствие. По его сведениям, в Тбилиси располагают данными об актуальном местонахождении экс-президента, скорее всего — следят за ним.

Вначале в Тбилиси заявили, что Саакашвили на самом деле в Грузию не приезжал, а опубликованное им видео из Батуми — грубая фальсификация. Но вечером в пятницу, уже после всех этих версий и гаданий, появилась сенсационная новость, что Саакашвили действительно задержан на территории Грузии и уже отправлен в тюрьму. Об этом на брифинге сообщил премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили.

Как выяснилось, грузинские власти действительно следили за экс-президентом, при этом, по словам Гарибашвили, они выбрали «такое время и место, чтобы препятствующие задержанию факторы были минимальны».

Жизнь после выборов

Первый губернатор, о возможной отставке которого «Росбалт» писал неделю назад, покинул свой пост. Речь идет о руководителе Владимирской области Владимире Сипягине. Он берет депутатский мандат и дальше будет работать в Госдуме. Сипягин был ставленником ЛДПР, но теперь, после того как с согласия Кремля главой Хабаровского края стал представитель той же партии Михаил Дегтярев, Владимирская область возвращается единороссам.

Ходят настойчивые слухи, что новым владимирским губернатором может стать заместитель министра труда Ольга Баталина, в прошлом ближайшая соратница спикера Госдумы Вячеслава Володина, который сохранит, по предложению Владимира Путина, свой пост и в этом созыве нижней палаты парламента.

Баталина действительно уже отказалась от депутатского мандата, хотя на выборах 19 сентября, как и Сипягин, была избрана в Госдуму. Однако источники ряда изданий опровергают сейчас слухи о том, что Баталина может стать губернатором.

Зато о намерении стать главой региона (правда, вряд ли Владимирской области) объявил воевавший в Донбассе писатель Захар Прилепин. Он тоже избрался депутатом Госдумы от объединенной партии «Справедливая Россия — патриоты — за правду» и не стал сразу выполнять свое обещание отказаться от думского мандата. Как объясняют его коллеги — только для того, чтобы иметь возможность потом передать его конкретному человеку, а не кому придется.

Сам же Прилепин хочет сосредоточиться на участии в «школе губернаторов», которую проводит администрация президента, а значит, и поруководить в перспективе каким-нибудь регионом.

Впрочем, работа в Госдуме тоже даст многим возможность чем-нибудь поруководить. Владимир Путин первого октября подписал ряд указов, освободив от своих обязанностей людей, переходящих на работу в парламент. Среди них оказался его уже бывший советник, экс-глава Дагестана Владимир Васильев. Он возвращается в Госдуму, причем, как говорят, снова на пост вице-спикера.

Рядом с ним, в другое вице-спикерское кресло усядется уже бывшая уполномоченная по защите прав детей при президенте Анна Кузнецова. Появится на Охотном ряду и отсидевшая в американской тюрьме общественный деятель Мария Бутина, свой мандат которой отдал глава Кировской области Игорь Васильев.

Изменники и расхитители

Мощным поводом для слухов, в том числе, околополитических, стали два громких уголовных дела, о которых стало известно в конце сентября. Первым прогремел арест гендиректора IB-Group Ильи Сачкова, человека, знакомого с Владимиром Путиным, владельца компьютерной криптографической фирмы, обслуживавшей российские госорганы. Его задержали по обвинению в госизмене.

Затем последовало уголовное дело против вице-президента Сбербанка Марины Раковой, которая ранее занимала пост замглавы Минпросвещения. Ее обвинили в хищении, но задержать так и не смогли. Ракова объявлена в розыск, от следствия ей пока удалось скрыться, как ходят слухи, не без помощи влиятельных знакомых, которых у нее явно хватает. Ранее Ракова была заместительницей Германа Грефа и курировала образовательные проекты, которыми глава Сбера в последнее время активно увлекался.

По делу Раковой задержали несколько ее бывших и действующих коллег, а также экс-директора Шанинки, как называется по фамилии своего основателя частная Московская высшая школа социальных и экономических наук. Есть даже версия, что именно против Шанинки это второе громкое дело, в конечном итоге, и направлено. Ведь ее сотрудников обвиняют в «фальсификации результатов исследований».

Впрочем, главный слух объединяет эти два дела. Согласно ему начался новый большой этап наступления на IT-сферу и цифровую экономику в России в целом. Поэтому-то все, кто достаточно влиятелен, чтобы этому противостоять, оказались под ударом. За обысками в Шанинке якобы можно ожидать визиты людей в погонах и в другие влиятельные вузы, вроде Высшей школы экономики.

Теперь обвинение в «фальсификации результатов исследования», которое в гуманитарных науках можно выдвинуть против кого угодно, может стать одним из излюбленных приемов силовиков. Его будут использовать против фигурантов уголовных дел, прямо или косвенно связанных с научными исследованиями.

Иван Преображенский

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий