Чиновники избиркомов решили провести голосование, несмотря ни на что — за «глоток свободы»
Антон Чаблин
1200
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Материал комментируют:
Евгений Романовский
В государственном пропагандистском дискурсе появился новый месседж — о неминуемости второй волны коронавируса после снятия (или хотя бы смягчения) карантинных ограничений в крупных регионах. Смысл появления этого месседжа угадывается не сразу, особенно если не знать о дискуссии, которая ведется сегодня в Кремле по поводу сроков проведения голосования по новой Конституции.
Фактически, Центризбирком (а вслед за ним и региональные избиркомы) уже начали подготовку к голосованию, «замороженную» с началом карантина. Напомним, голосовать должны были 22 апреля, а новая дата до сих пор не назначена — хотя уже практически очевидно, что голосование пройдет летом, и совмещать его с ЕДГ власти не намерены.
Придумали даже, как обмануть инфекцию: голосование может пройти на открытом воздухе (под тентами и навесами) и в течение нескольких дней. Но это все процедурные вопросы, а вот каким будет результат, учитывая то, насколько за последние месяцы изменилось политическое сознание россиян. Это «Свободная пресса» обсудила с экспертом-аналитиком Международного кризисного центра (IAC) Евгением Романовским.
Читайте также
COVID-19: Кремль разберется, почему Минздрав недосчитался 200 погибших врачей
Кому может быть выгодно скрывать смерть медиков
«СП»: — Помните, несколько лет назад была очень модным рассуждение на тему, какой в России политический режим — демократический или гибридный. На эту тему высказывались многие эксперты. Сейчас, на фоне «коронавирусных» ограничений, похоже, стоит снова вернуться к прежней дискуссии, не находите? Особенно когда, несмотря на коронавирус, власти намерены провести голосование?
— Нужно понимать, что власти очень четко отделяют «авторитаризм» от «демократии», демонстрируя то один, то второй тип управления. Политолог Екатерина Шульман как-то раз сказала о том, что в России по сути создан гибридный режим, который использует элементы как демократии, так и авторитаризма, включая один из двух видов управления когда надо. Я думаю, что это не лишено смысла.
Например, в последние несколько лет это было видно достаточно объективно. Так, перед президентскими выборами в 2018 году Кремль дал сделать населению жадный глоток свободы, и даже Владимир Путин в день открытия Всемирного молодежного фестиваля в Сочи заявил, что Россия — это европейская страна и путь у нее, в общем-то, европейский. Можно еще вспомнить Чемпионат мира по футболу 2018 года, когда на центральных площадях было разрешено даже танцевать лезгинку, и никто не вмешивался.
«СП»: — Но, как показывает практика гибридных политических режимов, за либерализацией неизбежно следует этап «закручивания гаек», введения жестких ограничений, и порой весьма абсурдных?
— Вы правы. В последний год власть, похоже, забыла о том, что такое демократия, демонстрируя совершенно ручной режим управления государством. В этой ситуации конституционные поправки — это в определенном смысле возможность «поиграть в демократию». Не только потому что формально именно народу определено проголосовать за полный пакет поправок и в конечном счете определить, вступят ли принятые решения в силу.
При этом в Кремле парламентах субъектов Федерации все уже принято, а председатель Центризбиркома Элла Памфилова заявила, что «де-факто поправки уже вступили в силу, а вот то что народу дали право проголосовать — это уже заслуга и дальновидность Владимира Путина». Хотя это голосование, по словам Памфиловой, не конституционная процедура.
Читайте также
Пока из России убегают деньги, рублю укрепиться не дадут
«Деревянному» даже не помогают падающие доллар и евро
«СП»: — Главный эффект от принятия новой редакции Конституции и голосования за него — это, безусловно, «обнуление» президентских сроков Путина. Однако, несмотря на кажущуюся решенность этого вопроса, в экспертной среде последнее время снова активно возникла дискуссия о возможном преемнике. Почему?
— Предложение о возможности Путину вновь стать главой государства, — это такой жест, который президент явно сделал не просто так. До этого многие эксперты писали о том, что Россия скорее всего пойдет по пути Казахстана (где Нурсултан Назарбаев в 2019 году покинул пост президента, но сохранил полноту власти), возрастет роль Госсовета, который возглавит Путин, а президентом станет кто-то другой.
Но население отреагировало на это предложение негативно, поэтому и были созданы условия, чтобы переиграть эту ситуацию и вбросить идею о возвращении Путина-президента. Тем самым президент как бы наблюдает, как отреагирует население, насколько внешняя и внутренняя среда спокойна для передачи власти.
«СП»: — Народ, даже судя по соцопросам государственных социологических служб (вспомним скандал с Bloomberg) недоволен тем, что происходит в стране.
— И тем больше уверенности, что Путин вновь пойдет на президентский срок в 2024 году. Но сама технология, когда народ, придя на голосование, а не власть примет формальное решение — это может трактоваться как очередной глоток свободы невиданных масштабов.
Новости политики: Сергей Удальцов: После коронавируса будет «битва за Конституцию»
Источник: