«Он полностью крадет повестку у Путина…»

Политолог Аббас Галлямов уверен, что новый процесс над Алексеем Навальным, который уже отбывает срок по делу «Ив Роше» и внесен в перечень организаций и физлиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, требуется властям с одной целью: не допустить возвращения известного оппозиционера на свободу до президентских выборов 2024 года. Свою точку зрения Галлямов обосновал в подкасте «Росбалта» «Включите звук».

— На этой неделе в покровской колонии стартовал новый процесс над Навальным, которому грозит еще 10 лет тюрьмы. Есть ли у него шанс выйти на свободу без какого-то международного обмена, например, на российского гражданина, отбывающего заключение в Европе или в Америке? Об этом пока не говорят, но все же.

— Навальный — человек молодой. Он должен прожить дольше Путина. Шанс у него определенный есть. Вопрос не в том, выйдет ли он вообще, а в том, выйдет ли он до того, как Путин перестанет быть президентом. В этом главная интрига. Уверенно утверждать, что сидеть Навальный будет бесконечно, я не могу. Например, Мандела вышел еще при режиме апартеида, который упрятал его в тюрьму. Закончилось это тем, что те самые люди, которые его посадили, приезжали к нему и договаривались, на каких условиях Мандела согласится выйти. Протестное движение достигло тогда такого размаха, что он нужен был режиму для того, чтобы начать с ним договариваться. Мандела диктовал условия.

Судьба революции — это такая зыбкая вещь. Она в любой момент может качнуться то сюда, то туда. Уверенно заглядывать в будущее сейчас не может никто. Очевидно, что есть колоссальное противоречие между властью и обществом. В этом смысле ситуация в стране вполне предреволюционная. Пока власти удается подавлять общественное недовольство, но это только пока. Подавление недовольства провоцирует дальнейший рост протестных настроений.

Если кто-то вам уверенно скажет: я точно знаю, будет сидеть Навальный или не будет, то смело делайте вывод, что человек в политике мало что понимает. Вот в чем можно быть уверенным, так это то, что раньше 2024 года Алексея Навального не выпустят. Нынешний процесс как раз и связан с 2024 годом. Если бы не он, то Навальный вышел бы в конце 2023 года, а в марте 2024-го у нас выборы президентские. Это совершенно неприемлемый для Кремля сценарий, когда Алексей выходит на свободу за несколько месяцев до дня голосования. Он полностью крадет повестку у Путина и других участников «забега». Такое невозможно — с точки зрения авторитарной системы. «Королем» должен быть глава государства, президент. А тут, представляете, Навальный выходит на свободу?! Кто знает, что он сделает? Никто не знает! Все будут, затаив дыхание, ждать, как он себя поведет, что скажет.

К Путину вопросов не будет. Все и так его знают, за 25 лет изучили его, как облупленного. Известно, что он думает, как он действует в определенных ситуациях.

— Да, наверное, мало кто удивился, например, словам Путина о Навальном на последней пресс-конференции президента. Новый процесс многих подтолкнул к мысли, что он может быть освобожден только в результате серьезного международного давления на Кремль. Это реально, на ваш взгляд?

— На самом деле источник силы и источник слабости Путина лежат внутри страны, поэтому все зависит от того общественного давления, которое российский электорат сможет оказать на Владимира Владимировича. Если президент чувствует себя уверенно внутри страны, то никогда не пойдет на поводу у Запада. Если электорат откажется от поддержки Путина и в стране начнутся массовые протестные движения, тогда Кремль может начать какой-то диалог с оппозицией.

Надо понимать, речь идет о правительственном истеблишменте в целом. История знает такие примеры, когда в определенный момент элита отодвигает от власти зарвавшегося автократа и организовывает диалог с оппозицией. Просто для того, чтобы спасти часть тех позиций, которые она имела. Если «правящий класс» почувствует, что Путин из того, кто гарантирует ему процветание, превратился в обузу, то он может отказаться от поддержки нынешнего президента.

Если что-то подобное начнется, тогда и западное давление будет не нужно. Императив будет исходить изнутри страны. Я не утверждаю, что международное общественное мнение не имеет никакого значения, но оно все равно вторично по отношению к настроению российского электората.

Беседовал Петр Годлевский

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий