Полицейский произвол достал людей по обе стороны океана — что-то не так с системой правопорядка
Виктор Сокирко
529
На фото: девушка с плакатом во время задержания сотрудниками полиции у здания ГУ МВД РФ, где проводится серия одиночных пикетов, вызванная гибелью жителя Екатеринбурга, который оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержани (Фото:
Артем Геодакян/ТАСС)
Американский бунт, как выяснилось, такой же кровавый и беспощадный, как, судя по истории, бывает России. Соединенные Штаты уже вторую неделю лихорадит после убийства полицейским афроамериканца Джорджа Флойда в городе Миннеаполис. Акции протеста продолжаются во многих городах США, их масштаб, с сопутствующими погромами, штурмами полицейских участков, массовым неповиновением, повлек к активному противодействию властей, вплоть до введения комендантского часа. Как отмечается, в Лос-Анджелесе ввели самые суровые ограничения в передвижении граждан с 1992 года (29 апреля 1992 года в этом городе начался самый разрушительный бунт в истории США), причиной которых являются «непосредственная угроза жизни и имуществу в темное время суток». Там комендантский час действует 12 часов — с шести вечера до шести утра. Комендантский час действует также в Нью-Йорке, Денвере, Милуоки, Вашингтоне — более чем в сорока городах страны.
Дело дошло до того, что президент США Дональд Трамп был вынужден укрыться в бункере Белого дома в разгар протестных действий, когда в окна его резиденции полетели камни и бутылки с зажигательной смесью. Последний раз подземным убежищем на Капитолийском холме пользовался президент Джордж Буш-младший во время терактов 11 сентября 2001 года. Ситуация в Соединенных Штатах действительно достаточно серьезная, раз для усмирения взбунтовавшихся граждан вызвана Национальная гвардия, которая не в состоянии утихомирить толпу при помощи слезоточивого газа и резиновых пуль.
Читайте также
Стрелок Шамсутдинов: Уже выпустили? Нет, ещё не посадили
В резонансном деле рядового, убившего 8 сослуживцев, появилось новое обвинение. Похоже, дело будут тянуть еще долго
В общем, пресловутая американская демократия трещит по швам и разгул бунтовщиков грозит подорвать все устои власти в стране, которая всегда декларировала принципы свободы и равенства. Понятное дело, что массовые беспорядки в США провоцирует Москва, а демонстранты громят полицейские участки, строго следуя «русской методичке». Именно так охарактеризовала ситуацию бывший советник президента по национальной безопасности Сьюзан Райс, положившись исключительно на свой опыт и интуицию. Значит совсем плохо дело в Штатах, коль приходится всё списывать на пресловутую «русскую угрозу», не находя других объяснений происходящему.
Впрочем, Москве в нынешней ситуации нет особого дела до происходящего в США. Да, что Америке плохо, то России хорошо — это уже сложившийся десятилетиями стереотип, порожденный еще временами «холодной войны». Однако сейчас это не особый повод Кремлю радостно потирать руки, глядя на массовые выступления в США. Здесь стоит задуматься о ситуации в собственной стране, которая может «полыхнуть» как в Соединенных Штатах, тем более, что предпосылок предостаточно.
Понятно, что до массовых выступлений, подобных нынешним американским событиям, в России ещё далеко. Да и трудно представить сейчас ситуацию, когда президент Путин прячется в подвалах Кремля от взбунтовавшегося народа. Здесь власть обезопасила себя надежной охраной, усилением полномочий полиции и созданием Росгвардии, которым теперь дозволено стрелять на поражение при малейшей угрозе. Да и рейтинг самого Путина в стране по-прежнему достаточно высок, несмотря на его нынешнее рекордное падение. Больше половины россиян считают, что «царь-то у нас хороший», при этом сетуют на вороватых и нерасторопных «бояр». К слову, и у американского Трампа с доверием всё не так уж плохо — его действия поддерживают более 47 процентов населения Соединенных Штатов, что не помешало привести к массовым беспорядкам в стране. В США выступают именно протии полицейского беспредела, что может повториться и в России, где к органам правопорядка тоже есть большие нарекания.
Теоретически «русским Миннеаполисом» мог стать наш Екатеринбург (в обиходе называемый Ё-бургом), где 31 мая росгвардейцы застрелили 27-летнего Владимира Таушанкова, которого сразу окрестили российским Джорджем Флойдом. Молодой человек, ранее тихий и законопослушный (Росгвардия поспешила рассказать про наркотики и придумать про судимость), угрожая кассиру ножом, якобы украл в магазине 4 рулона обоев, после чего заперся в квартире и брызнул в лицо прибывшему оперуполномоченному газовым баллончиком. Вызванный спецназ Росгвардии он встретил с предметом «похожим на автоматическое оружие». Позже у него нашли безопасную винтовку для страйкбола. Был убит на пороге собственной квартиры якобы за попытку оказать сопротивление. Расстреляли на глазах у отца.
Смерть Таушанкова не повлекла за собой таких последствий, как после удушения полицейским афроамериканца Флойда в США, однако и незамеченной не осталась. В самом Екатеринбурге прошли пикеты и ставшие в условиях COVID-19 уже привычными в этом городе виртуальные митинги. Позднее одиночные пикеты против полицейского произвола прошли у здания ГУ МВД по Москве на Петровке. Всех протестующих задержали, массовых беспорядков не произошло, но симптом противодействия властям имел место быть.
Ё-бург заставляет власть отвечать на неудобные вопросы почаще других городов и с особым размахом. Пока всё мирно, да и поводы, на первый взгляд, незначительные. Тем не менее, горожане отстояли там сквер, где планировалось построить храм, превратив митинг в протестную акцию. Там создан комитет по борьбе против «путинских поправок» в Конституцию РФ.
Читайте также
Голосование по Конституции как способ поднять Россию с колен и показать Западу кузькину мать
Почему Кремль не отложит плебисцит в разгар эпидемии по примеру других стран
Полицейских не любят ни в одной стране мира, даже в добропорядочных европейских государствах, где привычка к законопослушности выработана на ментальном уровне. Россия в этом плане не исключение и даже само название — «страж закона» несколько настораживает, то есть человек сторожит, а не охраняет сограждан. Нынешний уровень доверия к полицейским нельзя сравнить с тем отношением, которое существовало во времена «дяди Степы милиционера» — стражи стали грубее и черствее. Понятно, что не все стали беспардонными хамами, не все живут одними взятками, но российская полиция, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если полицейского больше боятся, чем уважают, то это свидетельствует лишь о том, что этот государственный механизм не совсем здоров и требует перемен.
Массовые волнения в США возникли не только из-за того, что белый безнаказанно убил чёрного, а из-за общего полицейского беспредела. В протестах там, к слову, участвуют как афроамериканцы, так и граждане с белым цветом кожи. И задушенный за какое-то мелкое нарушение Флойд стал последней каплей в недовольстве общества своими силами правопорядка, которые сами его и нарушают. Убийство Таушанкова в Екатеринбурге подобной реакции в России не вызвало по той лишь причине, что «точка кипения» ещё не достигнута. Однако она приближается с каждым подобным случаем.
Источник: