Отныне президент в России будет только один — который работает в Кремле.
Законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» заручился в четверг при рассмотрении в Госдуме во втором, решающем чтении поддержкой большинства депутатов. Напомним, авторами этого документа выступили единороссы сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников. Они же выступали одними из главных разработчиков поправок в Конституцию, которые были одобрены на всероссийском голосовании в 2020 году. Именно в развитие ее положений и принимается новый закон. При этом прежний, принятый еще в 1999 году, утратит свою силу.
Новый закон призван укрепить вертикаль власти в России настолько, что многие уже заговорили о фактической отмене федерализма и возврате на практике к унитарной модели государства. В Госдуме с такой оценкой не согласны и, напротив, утверждают, что в отдельных случаях самостоятельность регионов даже повысится.
Так или иначе, но ко второму чтению в законопроекте не оказалось принципиальных изменений, хотя он заметно «растолстел», увеличившись с первоначальных 166 до 280 страниц. Глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников объяснил прибавку в объеме тем, что, например, в одной из статей было решено прописать все полномочия (а таковых 170) в сфере совместного ведения федерального центра и субъектов РФ. «До сегодняшнего дня эти полномочия были разбросаны по разным нормативным актам, а теперь будет систематизированный свод в одном законе и, что важно, изменять и дополнять эти полномочия можно будет тоже только через этот закон», — заметил Крашенинников.
На том же самом месте в законопроекте остались нормы, вызвавшие наибольшие возражения со стороны думской оппозиции и отдельных регионов. Так, попытки представителей КПРФ и «Новых людей» убрать из документа положения о так называемом «обнулении» срока работы губернатора успехом не увенчались. «Давайте ограничим полномочия глав регионов двумя сроками подряд — этого будет достаточно. Власть должна обновляться, потому что после двух-трех сроков (пребывания у власти) это уже начинается какое-то удельное княжество. Наши избиратели также поддерживают необходимость обновления власти в регионах», — аргументировала на заседании необходимость изъятия из проекта спорных норм депутат от «Новых людей» Сардана Авксентьева.
«Мы уже тему обсуждали — это предмет ведения субъектов РФ, они сами решат, нужно ли им вводить ограничение по срокам или нет», — ответил ей отказом Крашенинников. Таким образом, вслед за действующим президентом России главы регионов теперь тоже смогут оставаться у власти на период более десяти лет (каждый срок по пять лет). Перспектива править «вечно» вырисовывается как минимум перед четырьмя из действующих глав регионов — в Москве и Московской области, а также в Чечне и Татарстане.
При этом удельные «князьки» будут полностью зависимы от президента, который сможет отправить их в отставку в любой момент из-за утраты доверия и без объяснения причин. «Между тем, в действующем законодательстве перечислены случаи, на основании которых глава государства может применить такой инструмент как „утрата доверия“ — это факты коррупции или неурегулирование конфликта интересов, наличии вкладов за рубежом и т. д., а теперь никакой конкретики не предлагается. То есть просто не понравится президенту какой-нибудь губернатор — в отставку», — указал при обсуждении поправок коммунист Юрий Синельщиков.
«Ну, послушайте, вот избрали губернатора люди, а он оказался бездельником. Сидит и ничего не делает. Кто может граждан защитить? Только президент — он возьмет и отстранит от власти такого губернатора и тем самым выполнит пожелания граждан», — высказал свое мнение по этому поводу спикер Госдумы Вячеслав Володин. При этом парламентское большинство отказалось поддержать поправку коммунистов, которые предлагали ввести процедуру отзыва нерадивых губернаторов по инициативе самих местных жителей.
Кстати, президент теперь окончательно станет главной властной фигурой в стране и никто из глав регионов не сможет так же называться. Депутаты от Татарстана тщетно пытались сохранить такую возможность для своего руководителя региона. Хотя непонятно, на каком основании — норма об унификации наименований глав регионов и запрете на использование слова «президент» действует в России еще с 2010 года. И именно татарские власти до сих пор оставались единственными, кто открыто игнорировал эту норму закона.
Депутат Госдумы от КПРФ из Татарстана Артем Прокофьев также пытался добиться, чтобы региональные заксобрания сохранили свои нынешние названия и дальше именовались «думами», «госсоветами», «верховными советами» и т. д., то есть, по сути, дублировали названия федеральных органов власти. «В шести из двадцати двух республик в составе РФ госсоветами называются региональные парламенты. Зачем их переименовывать, это ущемление республик», — считает Прокофьев. Однако в новом законе есть норма, по которой «наименование законодательного органа субъекта РФ…не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти».
Не увенчались успехом и попытки других депутатов переписать законопроект на более демократический лад. Так, «эсер» Олег Нилов предлагал на федеральном уровне обязать региональные власти избирать в заксобрания субъектов РФ как минимум 25% депутатов по партийным спискам. Новый же закон создает возможности для того, что теперь все региональные парламенты будут состоять только из одномандатников.
Коммунист Алексей Куринный сетовал на то, что новые нормы фактически лишают региональных законодателей возможностей свободно общаться с избирателями. Согласно принятым нормам, такие встречи будут теперь проводиться в соответствии с законодательством РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, то есть в специально отведенных местах. «Но такие места (помещения) должны быть в каждом населенном пункте, а не в одном райцентре, куда никто из жителей специально не поедет», — говорил депутат.
После того, как Госдума наведет «порядок» в регионах, депутаты возьмутся за мэров и муниципалитеты. Ведь согласно ранее принятым изменениям в Конституцию, местное самоуправление теперь также входит в систему публичной власти, а значит, дальнейшего закручивания гаек не избежать.
Елена Земскова
Источник: