Власть хочет разделить страну на новые административные субъекты
Андрей Захарченко
1462
На фото: виды Архангельска, здание городской мэрии (слева направо) и вид на площадь Ленина (Фото:
Сергей Яковлев/ТАСС)
Материал комментируют:
Алексей Неживой
Константин Калачев
Две недели назад врио глав Архангельской области и НАО, Александр Цыбульский и Юрий Бездудный, подписали меморандум «О намерении образования нового субъекта РФ путем объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа» (не путать с ЯНАО — Ямало-Ненецким автономным округом — ред.).
Оценивая эту инициативу, референдум по которой может пройти уже в сентябре 2020 года, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркнула, что объединение как таковое пошло бы на пользу сразу целому ряду регионов РФ, порождая новые серьезные возможности для их развития. При этом она обратила внимание на то, что «наследство, которое досталось (современной России — прим. по ТАСС) в плане административно-территориального деления, <…> не в полной мере соответствует новым экономическим, политическим, инвестиционным и иным условиям». Уточнять, какие именно регионы следовало бы слить в единое целое, чиновница не стала.
Практически сразу же вслед за ней в подобном ключе высказался депутат нижней палаты российского парламента, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. В своей излюбленной безапелляционной манере он заявил, что само по себе национально-территориальное деление страны являлось наследием советских времен.
Жириновский отметил, что в России в принципе не должно быть никаких автономных республик, областей или округов, она должна стать единым унитарным государством, которому нужны равные административные единицы. «Хотите край, область, воеводство. Но никаких национальных регионов», — жестко резюмировал Жириновский.
Читайте также
Л. Калашников: Мне известно, почему иск на Путина подали
Уволенный за утрату доверия губернатор Чувашии оспорил указ главы государства РФ в Верховном суде
До этого высказывания намерение об объединении Архангельской области и НАО в единый регион выглядело со стороны, как некая единичная экономическая необходимость. Однако бессменный лидер ЛДПР своим выступлением резко сместил акценты восприятия, ведь устами Владимира Вольфовича Кремль любит негласно «прощупать почву» на предмет реакции российского общества на какие-то неожиданные инициативы (как это произошло, в частности, с поправками в Конституцию РФ).
И тогда возникает ряд весьма тревожных вопросов.
Например, не собирается ли наша власть под соусом ожидаемого закрепления в Конституции идеи о «территориальной целостности страны» перерезать Россию на некое подобие американских штатов, отобрав у административно-территориальных «новообразований» даже намек на какую-либо суверенность и таким образом в зародыше заткнуть продолжающее зреть в регионах недовольство политикой центра в регионах? И во что тогда трансформируется «братских народов союз вековой»?
Зная особенности нынешней российской политической системы, логично предположить, в итоге на свет появится отнюдь не аналог Великобритании или Японии, а нечто среднее между Узбекистаном и Казахстаном, если вообще не очередная Папуа-Новая Гвинея.
— Что касается Владимира Жириновского, то подобные высказывания из его уст звучат на протяжение всей политической карьеры, — отметил, обсуждая с «СП» вероятность реализации этих идей политолог Константин Калачев. — Это твердая позиция его партии, которая не меняется с момента развала СССР — раз уж мы все россияне, то и давайте тогда обходится без национально-административных делений, сделав везде равные губернии. И озвучивая ее в очередной раз, Жириновский просто зарабатывает себе политические очки, стремясь показать, что он не просто политик, но и последовательный государственник.
«СП»: — Но если Владимира Вольфовича можно заподозрить в очередной попытке поймать хайп, то вряд ли это относится к Валентине Матвиенко, ведь она — лицо, более приближенное к людям на вершине российской власти, чем лидер ЛДПР.
— Полагаю, если историю с объединением Архангельской области и НАО удастся провернуть, то процесс, действительно может продолжиться. Безусловно, у власти есть желание упростить конструкцию. Хотя, по правде сказать, мы и так уже по факту живем в централизованном унитарном государстве, это хорошо показывает характер отношений регионов с федеральным центром. Конечно, федеративное устройство России закреплено в ныне действующей Конституции, но в реальности этого нет, так что о федерации нам остается пока только мечтать. По-хорошему говоря, нам хотя бы децентрализованное государство построить, пусть и унитарное.
«СП»: — То есть все-таки резать планируют? Прямо вот возьмут — и ликвидируют автономные округа?
— В принципе, это было бы довольно логично. Особенно если учесть, что в некоторые регионы, скажем, в центральной части России создавались искусственно. Например, Липецкая область, по сути, металлургический комбинат. Некоторое время назад обсуждалось слияние Еврейской автономной области с Хабаровской или Амурской. Пожалуй, единственная причина, по которой это не произошло — политическая. Видимо, побоялись, что Израиль начнет возмущаться. Было бы логично, например, по сугубо экономическим предпосылкам и условиям, присоединить, скажем, Курганскую область к одному из сопредельных субъектов.
«СП»: — И когда же Россию начнут перекраивать по-новому?
— Несомненно, желание оптимизировать и упростить систему — вполне в духе технократов. И если они пользуются доверием высшего политического руководства, это возможно. Тут весь вопрос упирается в механизм осуществления этой затеи.
«СП»: — А здесь есть серьезные сложности?
— Это вот все из разряда «есть желание, но не имею возможности». Власть хочет построить дом, но не имеет возможности, а имея возможность купить козу — не имеет желания. Что касается автономных округов «пожирнее», с залежами углеводородов, понятно, что с падением цен на нефть их привлекательность несколько понизилась. Но тут давайте вспомним вечную историю с «тюменской матрешкой» — слиянием Тюмени с ХМАО и ЯНАО. Понятно, что жители и Ямало-Ненецкой, и Ханты-Мансийской автономии голосуют на тюменских выборах, однако тема объединения среди их жителей крайне непопулярна, хотя Тюмень фактически верховодит.
В Ненецком автономном округе федеральный центр уже столкнулся с серьезным сопротивлением идее слияния с Архангельской областью, несмотря на малочисленность населения округа. Можете себе представить, что начнется в ХМАО, если жителям этой автономии сказать, что она ликвидируется?
Что же касается национальных республик, то если мы хотим, например, чтобы Якутия окончательно объявила о своей независимости от России, или желаем получить очередной выход Чечни из состава РФ, рассуждать об их ликвидации можно. Ладно, Чечня, это некая крайность, вы попробуйте ликвидировать хотя бы Северную Осетию. Или соединить Ингушетию с Чечней, как было раньше. Даже небольшую Адыгею, которая находится фактически целиком в Краснодарском крае, объедини с ним — получишь волнения гордых адыгов.
Видимо, предположил Константин Калачев, дело закончится тем, что федеральный центр если и отважится на административный перераздел страны, то справится только с теми, кто послабее. А тех, кто, условно говоря, посильнее, трогать вряд ли будет.
И власть, прекрасно осознавая это, подчеркивает руководитель Лаборатории социальных и политических технологий Алексей Неживой, просто занимается в данном случае словоблудием.
— Таким образом, — пояснил эксперт, — власть просто ищет пути своего дальнейшего движения. Если велосипед останавливается, он падает и дальше не едет. То же самое произошло и с нашей нынешней властью — никакого дальнейшего движения, никаких великих походов, никаких грандиозных свершений.
Читайте также
Ручки Путина: Кремль начал новый спектакль
У власти есть серьезные поводы для беспокойства, о которых пока не сообщают населению
Из-за этого она не просто упала, а свалилась ниже плинтуса, скоро уже дно до самого ада пробьет. Потому как чтобы она ни делала, ничего приличного в результате не выйдет. Это уже просто как клеймо на лоб. Вот поэтому и придумываются во власти подобные смыслы развития, потому что «охота на ведьм» уже не в моде, да и не вписывается она в менталитет тех людей, которые пришли во власть после 1990 года. С точки зрения экономики эта кампания абсолютно пустая, потому что вся экономика в России уходит в коррупцию.
«СП»: — Тогда зачем вообще о ней так или иначе распространяться и уж тем более затевать?
— Потому что это способ отвлечь внимание людей. Чтобы они не увидели того прискорбного факта, что богатейшая страна мира сейчас фактически банкрот. А банкротство это очень просто объясняется. Вот, предположим, Алишер Усманов вошел в шестерку богатейших людей Великобритании. Но где он просит помощи и дотаций? Здесь. И я не удивлюсь, если на поверку его яхта окажется технологически на несколько порядков выше, чем краса и гордость русского военного флота флагман «Петр Великий».
Вот такими выхолощенными технологиями Кремль играет на увод внимания общества в другую плоскость, чтобы оно сейчас не задумывалось, почему у нас так плохо с экономикой, и поближе к осени — зачем нам вообще такая власть, а сидело и обсуждало, надо объединять НАО и Архангельскую область или нет. Потому что других тем для отвлечения внимания уже не осталось. Тема войны на Донбассе выгорела, а тема вообще конфликта с Украиной кончилась, потому что всем надоела.
Новости политики: Удальцов об иске к Путину: внутри властной системы идут сильные турбулентные процессы
Проблемы власти: Л. Калашников: Мне известно, почему иск на Путина подали
Источник: