Сотрудники известного на всю Россию кондитерского объединения «Славянка» жалуются друг другу, в соцсетях и даже губернатору. Есть отчего: ставка порезана, работают три дня в неделю за проценты от оклада, их штрафуют. Происходящее было бы легко объяснить коронавирусом: пострадало множество отраслей и предприятий, нет заказов и комплектующих, массовые сокращения.
Но началось все это задолго до пандемии. Иначе как объяснить, что в течение нескольких лет на сайтах с отзывами бывших сотрудников удивительно похожие истории. Плохо настроенные бизнес-процессы, отчеты ради отчетов, недостаток компетентных сотрудников, наказуемость инициативы, невнятные должностные обязанности, непонятный принцип начисления зарплаты, драконовские штрафы — вот лишь некоторые «сюрпризы», с которыми столкнется новичок. 1 февраля 2020 года инициативная группа работников во главе с Сергеем Левченко обратилась к губернатору Евгению Савченко с просьбой разобраться. О письме широкая общественность так и не узнала: оно опубликовано в старооскольской группе в «Одноклассниках».
В обращении сотрудники «Полиграфии-Славянки» связали падение зарплат с оптимизацией на производстве. В 2019 году компания участвовала в нацпроекте Федерального центра компетенций (ФЦК). Эксперты настаивают на том, что качественные улучшения затрагивают именно производственную часть работы без отрицательных последствий в виде снижения зарплаты или сокращений. Однако менеджмент предприятия по-своему понял рекомендации ФЦК. Вообще это излюбленная схема некоторых российских руководителей производств — прикрыться участием в нацпроекте и сократить расходы. На «Славянке» сложная система начисления зарплаты, в зависимости от оклада, стажа, сложности работ, тарифной сетки и прочих надбавок. Итогом участия в нацпроекте стало урезание тарифной сетки на 20%, доходы сотрудников резко упали.
«Славянка» — большой богатый холдинг, куда входят, помимо «Славянки», «Фабрика им. Н.К. Крупской», кондитерские фабрики «Волжанка» и «Конфи». Этой огромной структурой владеет Сергей Гусев, по совместительству депутат Белгородской областной думы. Он один из самых богатых чиновников России, в 2018 году сумевший умножить доход в десять раз по сравнению с предыдущим годом. Впрочем, богатство холдинга и конкретно Гусева никак не соотносятся с благосостоянием его сотрудников.
И вот почему. «Славянка» насчитывает более двадцати компаний. Бесспорно, для управления такой махиной нужны вспомогательные структуры и компании. Но необходимость в таком разветвлении вызывает сомнения. Изучим подробнее.
«УК „Славянка“ управляет другими компаниями холдинга. По данным портала rusprofile.ru, ее в 2007 году учредили три женщины с фамилиями Чмель, Коптева и Певко, более нигде в бизнес-среде не засветившиеся. Компании, подконтрольные УК прямо или опосредованно, принадлежат Сергею Гусеву, его сыну Дмитрию, им обоим или компаниям, входящим в холдинг. В качестве учредителей мелькают и другие однофамильцы: Вера Борисовна Гусева и Марина Леонидовна Гусева. Так, АО „ГПК“ — семейное предприятие Гусевых: Сергея, Дмитрия и Зинаиды Кузьминичны. Одно время учредителем этой организации являлся Гусев Аркадий Васильевич — вероятно, отец г-на Гусева. А, например, бенефициарами ООО „СОМЗ“ являются Вера Борисовна Гусева и ООО „Петергоф“, хотя изначально в качестве учредителя единолично выступила „Славянка Плюс“. При этом, по данным „СПАРК“, фактором риска является отсутствие у компании собственного капитала.
В составе группы компаний есть такие, которые насчитывают по одному человеку, включая управляющего. Например, ООО „Петергоф“ с уставным капиталом почти 235 млн рублей и одним сотрудником на балансе (по данным на конец 2019 года). Ее учредителем является „Славянка-Люкс“, большое предприятие с почти тысячей сотрудников.
Углубившись в историю компании ООО „Петергоф“, мы обнаруживаем интересные вещи. По данным „СПАРК“, в разное время бенефициарами компании — до „Славянки Люкс“ — являлись: норвежская „Оркла Брендс“ (2014 год), „Гунард Энтерпрайзис Лимитед“ с Британских Виргинских островов (2010 год), норвежская „Оркла Фудс Си-Ай-Эс АС“ и сразу два предприятия с Кипра: „Дэйтедот Текнолоджи Лимитед“ (дважды, в 2007 и 2010 году), „Вербкей Инвестментс Лимитед“ (2009 год).
В свою очередь „Славянка-Люкс“ и „Петергоф“ учредили компанию „Петербургский шоколад“ с единственным сотрудником. Фигура управляющего примечательна и достойна отдельного рассказа, но о нем позже. „Петербургский шоколад“, несмотря на „вкусное“ название, занимается, согласно ОКВЭД, арендой недвижимости и автолизингом. В ЕГРЮЛ упомянутого АО „Славянка-Люкс“ учредители вообще не указаны.
Для чего развивать такую огромную сеть из компаний, половина из которых существуют номинально, если не для запутывания связей и финансовых потоков?
Фабрика „Славянка“ — одно из главных предприятий Старого Оскола, обеспечивающее стабильными рабочими местами жителей города на протяжении многих лет. Но именно с деятельностью холдинга г-на Гусева связывают множество негативных явлений. Как, например, загрязнение местных водоемов неочищенными отходами с кондитерской фабрики. Выбросы пищевой промышленности так же опасны и ядовиты, как и отходы других производств. Местные жители бьют тревогу в соцсетях, но СМИ о проблеме не пишут. Напрашивается неутешительный вывод: местные издания под контролем.
Сергей Гусев вместе с родственниками владеет холдингом, благодаря которому может выводить деньги на личные счета и в офшоры. Но действует он не один. Это очевидно: в одиночку не стать известной политической фигурой и при этом владеть огромным холдингом. У г-на Гусева очень хорошие связи.
В случае с загрязнением водоемов молчание СМИ можно связать с фигурой Сергея Гераймовича, директора водоканала. До этой должности он два года работал на „Славянке“. По данным наших источников, дочь Гераймовича работает там до сих пор. И скорее всего, не упаковщицей.
Управляющий УК „Славянка“ Евгений Согуляк — не последнее лицо в Старом Осколе. Он также является председателем совета депутатов от местного отделения „Единой России“. Евгений Иванович — человек незаменимый для однопартийца Гусева. Помимо депутатской работы, Согуляк успевает руководить аж семью организациями, входящими в холдинг „Славянки“. Среди них — главная ООО. Помимо названных компаний „УК ‚Славянка‘, ‚Петергоф‘ и ‚Петербургский шоколад‘, г-н Согуляк является членом совета директоров АО ‚СОМЗ‘ и руководит ‚УК ‚Сладко‘, свежезарегистрированным в марте 2020 года ООО ‚Кондитерское объединение ‚Славянка‘, а также ООО ‚Екаленд‘. Последнее — предприятие без сотрудников, но с уставным капиталом в 250 млн рублей и ежегодной выручкой 6,4 млн рублей. Учредителем ‚Екаленда‘ является все та же ‚Славянка-Люкс‘.
Круговая порука, коррупция, внедрение во все сферы жизни ‚своих‘ людей и подконтрольные СМИ. Ситуация, которая возникла в Старом Осколе, опасна. Кто знает, сколько еще в России таких по-тихому захваченных местными царьками городов?
Источник — Runews24
Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru
Источник: