Как Батька «перетряхнул» свой кабмин за два месяца до президентских выборов, окружив себя самыми надежными
Светлана Гомзикова
620
На фото: президент Белоруссии Александр Лукашенко на совещании по новому составу правительства (Фото:
Николай Петров/БелТА/ТАСС)
Материал комментируют:
Дмитрий Болкунец
Максим Вилисов
Президент Белоруссии Александр Лукашенко 4 июня определился с новым правительством страны, после того как старое накануне отправил в отставку. Решение о замене явно не было спонтанным, поскольку о планах сформировать новый состав Совмина до президентских выборов, он объявил еще в конце мая.
Как сообщает агентство БЕЛТА, новым премьером РБ стал Роман Головченко, ранее занимавший пост председателя Государственного военно-промышленного комитета. Николай Снопков сменил должность посла в Китае на пост первого вице-премьера. А Минфин возглавит Юрий Селиверстов, до этого служивший в том же ведомстве в должности первого замминистра.
Также Лукашенко назначил замглавы своей администрации Дмитрия Крутого — в старом составе он являлся первым заместителем председателя правительства. Утвердил Петра Пархомчика (ОАО «БелАЗ») в должности министра промышленности, а гендиректора ЗАО «Столичного телевидения» Игоря Луцкого — министра информации.
Всего же портфелей лишились одиннадцать аппаратчиков.
Собственно, еще накануне, отправляя министров в отставку, Лукашенко заявил, что «революции» при смене состава правительства не будет. И даже пообещал, что не включенные в новый кабмин чиновники, без работы не останутся — «они не враги».
Читайте также
Запад накрыло кошмаром: Путин остается до 2036 года
Россияне будут ругать власть на кухнях и рассказывать про нее анекдоты, как в позднем СССР
Но Сергей Румас, возглавлявший белорусское правительство с 2018 года, судя по всему, с госсужбы уходит. Особых претензий, по словам Лукашенко, к нему нет, но «человек хочет заниматься бизнесом».
К слову, российский премьер Михаил Мишустин и его предшественник Дмитрий Медведев — у обоих с белорусским коллегой сложились хорошие отношения — позвонили Румасу и поблагодарили за совместную работу и вклад с интеграцию России с Белоруссии.
На самом деле, как только стало известно о планах Лукашенко «перетряхнуть» кабмин, многие эксперты прочили на должность председателя правительства главу белорусского МИД Владимира Макея — известного западника и не самого лучшего друга нашей страны. Но премьером стал Головченко — тоже, кстати, дипломат, выпускник МГИМО.
Впрочем, окончательно определиться с кадровым составом правительства Лукашенко обещает после президентских выборов, которые пройдут в республике 9 августа.
Пока же, давая наставления премьеру и министрам, белорусский лидер нацелил их на интенсивную работу и потребовал не допустить падения экономики и уровня жизни людей. «Большое количество новых вызовов, которые сконцентрировались в сжатый период времени, требует предельной мобилизации усилий всех государственных органов и, прежде всего, правительства», — сказал белорусский лидер, выразив уверенность, что совместными усилиями «мы выдержим, не в первый раз, и победим».
Прокомментировать последние решения Александра Лукашенко, в том числе, и по смене правительства, «СП» попросила заместителя завкафедрой государственной политики МГУ Максима Вилисова:
— При Лукашенко правительство, это всегда технический орган — никогда не политический. Более того, любые политики, которые пытаются, скажем так, вырасти, в том числе, и в рамках правительства, они немедленно с политической арены устраняются
В этом смысле то, что он сейчас сделал (отправил правительство Румаса в отставку — прим.), это абсолютно логично и закономерно. Он пытается сохранить за собой политический контроль, особенно, в преддверие выборов. Смена правительства в целом как бы дает ему возможность на некую перезагрузку. И вполне возможно, даже в отношениях с зарубежными партнерами.
Если сейчас в рамках своей многовекторной политики он заигрывает с тремя силами — Россия, Китай, и Запад, — то вполне возможно усиление как раз китайского вектора. Опять же, для того, чтобы продемонстрировать некую самостоятельность страны и его политики.
Но я бы все это оценивал исключительно в контексте маневров предвыборных и желания сохранить за собой как можно более полную концентрацию политической власти.
«СП»: — Для российско-белорусских отношений смена правительства будет иметь какое-то значение?
— Никакого. Все основные проблемы здесь сконцентрированы на политическом уровне и находится в руках президента Белоруссии.
«СП»: — А почему Лукашенко так уверен, что победит на этих выборах?
— Он должен быть уверен. Он не оставил себе другого выбора. Уже поздно ему задумываться о какой-то смене власти в любом формате — будь то подготовка преемника, или какая-то консолидированная передача власти политическому истеблишменту. Лукашенко слишком обострил ситуацию и на внешнем фронте, и на внутреннем тоже. Поэтому пока у него задача — держать власть до последнего. А потом он, может быть, подумает о том, как ее в рамках династических каких-то вещей передать.
Белорусский политолог Дмитрий Болкунец, напомнил, что Лукашенко много раз публично критиковал Румаса и часто в довольно грубой манере:
— Решение об отставке правительства, я думаю, он принял после 8 мая, когда стали известны фамилии его соперников на президентских выборах. Один из них бывший глава правления «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико, рейтинг которого, согласно опросам на белорусских Интернет-сайтах, оказался в пять раз выше рейтинга самого Лукашенко. Теперь, кстати, соцопросы в интернете в Белоруссии проводить запрещено.
Бабарико — банкир. И Румас тоже банкир. И, видимо, у Александра Григорьевича в голове сложилась какая-то «теория заговора» банкиров. Все-таки республика небольшая, и он опасается любых подобных клановых объединений. И, конечно, Лукашенко увидел проблемы, которые сейчас есть на улицах белорусских городов — люди начали выходить, выстраиваться в километровые очереди, часами ждать, чтобы подписаться за любого альтернативного кандидата.
Все это вместе, конечно, сыграло свою роль. И, опасаясь, каких-то неблагоприятных последствий для себя, президент решил сделать ставку на лояльного человека.
«СП»: — На Головченко? Почему его считают лояльным?
— Он — человек системы. Головченко работал на самых разных высоких должностях — в Совете безопасности, республиканской Генпрокуратуре, Администрации президента. Имеет репутацию надежного проверенного человека. Кроме того, он работал послом ОАЭ, а Лукашенко, как известно, любит там отдыхать со своим старшим сыном Виктором. У них есть и свои финансовые истории отношений с этим регионом.
В этом смысле Головченко абсолютно надежный. Тем более что ему придется обеспечивать не только экономическую безопасность на данном участке, но и помогать обеспечивать защиту от непредсказуемых действий номенклатуры в условиях выборов. Потому что выборы в Белоруссии во многом зависят не только от избирателей, но и от действий чиновников на местах. И задача правительства как раз обеспечить правильный подсчет голосов, чтобы было «все хорошо», чтобы у Лукашенко было 85% поддержки. Это сейчас главная задача кабмина.
То есть, даже не экономика. Потому что в новом правительстве людей, способных проводить реформы, просто нет. В старом — были. Но им не давали их проводить. Реформы для Лукашенко сейчас неважны.
Читайте также
Безработица в России: Пять советов тем, кого незаконно увольняют
Призывы власти не выкидывать людей за борт в период пандемии остаются пустым звуком для работодателей
«СП»: — А что важно, ну, кроме победы на выборах, конечно?
— Ему важны деньги. Поэтому неслучайно в составе правительства появился бывший посол в Китае. И тот же Головченко, который имеет связи с арабами.
Лукашенко, конечно, рассчитывает сейчас на внешнее, в том числе, финансирование.
Есть еще один интересный аспект. Новый премьер в очень хороших отношениях с Виктором Лукашенко. Фактически это его приближенное лицо.
То есть, мне кажется, таким образом, Александр Григорьевич пытается уже показать контуры расстановки сил на будущее. По некоторым данным, на осень он планирует проведение конституционного референдума о том, чтобы передавать свои полномочия дальше семье. Именно семье.
Проведет ли Лукашенко его осенью или в следующем году, сложно сказать, но Конституцию он менять собирается. И, по одной из версий, там может появиться должность вице-президента, которую он как раз планирует отдать старшему сыну.
То есть, есть и такая связка…
«СП»: — Надо ли ждать каких-то изменений в российско-белорусских отношениях?
— Я как раз думаю, что у нового премьера с Россией отношения сложатся. Он все-таки занимался военной тематикой и, наверняка, у него хорошие, налаженные контакты с российскими коллегами соответствующих профилей имеются. Ну, и, кроме того, он выпускник МГИМО, что тоже немаловажно.
Постсоветское пространство
Лукашенко сменил премьер-министра и объяснил почему
Лукашенко отправил правительство в отставку
Лукашенко о продаже госсобственности: не хочу, чтобы получилось как в России
Лукашенко рассказал о ценном совете, который дала ему мать
Все материалы по теме (1795)
Источник: