Самый большой удар нанесен по экономике Москвы, но регионам не легче
Антон Чаблин
40
Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Материал комментируют:
Артем Деев
Иван Капустянский
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) представил прогноз развития российской экономики на ближайшие годы. В прогнозе несколько сценариев, которые зависят от того, будет ли осенью вторая волна карантина из-за возвращения коронавируса, или нет.
Если коронавирус вернется в конце года, то карантинные ограничения продлятся до следующей весны, и в этом случае, как считают в ЦМАКП, официальная безработица превысит 10% (сейчас — 5,8%), а доллар будет стоить дороже 100 рублей.
Транспортная отрасль России в нынешнем году «просядет» вполовину, а туристическая — на 90%. Даже к 2023 году экспорт российских нефти и нефтепродуктов будет далеко отставать от докризисного уровня. В этом случае, как считают в ЦМАКП, в стране фактически не будет возможна никакая социально-экономическая модернизация — на это просто не хватит денег (точнее, сырьевой ренты).
«Свободная пресса» выяснила у наших постоянных экспертов, согласны ли они с подобными пессимистичными прогнозами.
Читайте также
ЧС в Норильске: Кремлю бы не олигарха Потанина спасать, а вернуть его вотчину народу
Техногенная катастрофа может стать поводом для национализации «Норникеля»
Бизнес пострадал меньше там, где власти обошлись полумерами
Ведущий аналитик финансовой компании Forex Optimum Иван Капустянский считает, что Санкт-Петербург пострадает значительно сильнее, чем Москва.
— Процесс восстановления экономики, можно сказать, уже начался. С первого июня были сделаны первые послабления, в частности открылись некоторые магазины. Работа на крупных предприятиях была запущена еще двумя неделями ранее. С середины июня, вероятно, будут сделаны дополнительные послабления.
Однако, несмотря на перезапуск экономики и начало восстановления экономической жизни, по итогу года достигнуть показателя ВРП конца 2019 года точно не удастся. Ожидается, что он снизится на 5−6%. При этом в начале года прогнозировали рост на 3%.
«СП»: — Сильнее всего, пожалуй, страдает Москва, где сконцентрирована почти половина российских заболевших.
— О том, что объем экономики Москвы не дотянет до показателя 2019 года красноречиво говорит сворачивание программ благоустройства с 1,3 трлн рублей до менее 1 триллиона. То есть более, чем на 25%. Стоит отметить, что обновление инфраструктуры — это один из драйверов роста экономики Москвы.
«СП»: — А что скажете насчет Санкт-Петербурга?
— В 2020 году, по оценкам вице-губернатора Евгения Елина, ущерб составит не менее 20% от ВРП Санкт-Петербурга по сравнению с результатом 2019 года. То есть очевидно, что по сравнению с Москвой, даже по сегодняшним оценкам, падение будет значительнее.
И такое значительное падение ВРП в Санкт-Петербурге обусловлено меньшим количеством средств у самого города, которые они могут пустить на собственное развитие и поддержание экономики.
Учитывая прогнозы касательно более сильного падения ВРП в Санкт-Петербурге по сравнению с Москвой, можно сделать вывод, что вероятность более быстрого восстановления показателя ВРП до докризисного 2019 года у Санкт-Петербурга гораздо ниже. Тем более, что и денег для восстановления экономики у Москвы значительно больше.
«СП»: — Провинциальная экономика будет восстанавливаться быстрее или медленнее столичной?
— В регионах ситуация неоднородна. У каких-то регионов падение ВРП больше, чем у Москвы, а у каких-то меньше. Частично это зависит от степени распространения эпидемии коронавируса и введения ограничительных мер по борьбе с COVID-19 в отдельных регионах страны, в остальном же — от экономического развития региона.
В целом, у регионов, у которых ВРП упало меньше, есть высокий шанс обогнать столицу по темпам роста восстановления. Потому что экономика регионов, по большому счету, зависит не от инфраструктурных проектов, а от федеральных дотаций и роста бизнеса. В кризис дотации регионов были увеличены, поэтому это может оказаться подспорьем для более быстрого восстановления экономики.
Плюс в некоторых регионах бизнес в меньшей степени пострадал из-за полумер, проводимых властями. Например, в Новосибирске на протяжении всего времени самоизоляции работали гостиницы. А следовательно, такие регионы восстановятся гораздо быстрее.
Читайте также
Безработица в России: Пять советов тем, кого незаконно увольняют
Призывы власти не выкидывать людей за борт в период пандемии остаются пустым звуком для работодателей
Открытие сферы услуг начнется в середине лета
Руководитель аналитического департамента финансовой компании AMarkets Артем Деев отмечает, что прогнозировать восстановление экономики еще рано.
— Согласно плану восстановления экономики, представленному правительством на этой неделе, рост экономики и доходов граждан должен наступить на второй стадии снятия ограничений по коронавирусу — в период с октября 2020 по июнь 2021 года.
В это время смогут начать работу предприятия торговли большой площади и отдельные образовательные организации. При этом будет сохраняться ограничение на максимальное количество посетителей в торговом зале.
Сфера услуг полностью в этот период открыта еще не будет. На третьем этапе снятия ограничений (с июля по декабрь 2021 года) планируется возобновить полностью работу предприятий торговли и сферы услуг без ограничений по числу посетителей, запустить работу кафе, баров и ресторанов, а также гостиниц, школ, колледжей и вузов. Также будут открыты парки и скверы, но при условии соблюдения социальной дистанции.
«СП»: — То есть восстановления экономики ждать не придется?
— Да, думаю, что пока сложно прогнозировать восстановительный рост экономики как в мегаполисах, так и в регионах страны.
Экономика России после коронавируса
Названы сроки восстановления российских компаний после COVID-19
Экономисты озвучили три сценария безработицы в России
Мишустин рассказал о трех этапах плана по восстановлению экономики
Эксперты: россиян ожидает самое серьёзное падение доходов за последние 20 лет
Источник: