За связи с Навальным накажут задним числом

«Даже Нюрнбергский процесс, и тот проходил по-другому — там каждого нацистского преступника судили по отдельности», — восклицали депутаты от оппозиции.

Госдума во вторник поддержала в первом чтении пакет из трех законопроектов об очередных ограничениях на публичное участие граждан в российской политике. Речь идет о лишении на определенный срок права избираться в депутаты Госдумы «причастным к деятельности экстремистских и террористических организаций», а также прямом запрете на участие в деятельности нежелательных организаций за пределами России.

Все три законопроекта были разработаны в комиссии Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела. Там прямо не сказали, что новые ограничения призваны ударить, в первую очередь, по структурам Алексея Навального и Михаила Ходорковского и воспрепятствовать участию в предстоящих парламентских выборах их представителей, но высказались в духе борьбы с внешними угрозами.

Особенно это касается иностранных и международных неправительственных организаций, чья деятельность в России признана нежелательной. В настоящее время таковых в перечне Минюста насчитывается 31, при этом более 10 из них «активно действуют против России» и в основном располагаются в странах Восточной Европы, а также некоторых бывших союзных республиках вроде Грузии и Украины, сообщил на заседании председатель вышеупомянутой комиссии Василий Пискарев.

Деятельность таких организаций (в основном финансируемых США) депутат называл подрывной. «На семинарах и тренингах, которые они устраивают за пределами России, ведется подготовка и обучение, как влиять на избирательные кампании, там учат технологиям „цветных революций“, а также как проводить акции протеста, ведется пропаганда легализации легких наркотиков, кроме того, осуществляется подготовка специалистов-фальсификаторов истории», — рассказал депутат.

Зампред комиссии и докладчик по законопроекту Николай Рыжак предложил не церемониться с такими организациями из-за их «деструктивного влияния на российское общество, исключив тем самым политический инфантилизм». В итоге депутаты решили наказывать за руководство такими организациями на срок до шести лет, а за участие в их работе, в том числе в виде поездок на зарубежные семинары, до четырех лет заключения. Правда, в последнем случае уголовная ответственность будет наступать только если лицо уже привлекали за аналогичное деяние к административной.

На «закуску» депутаты постановили признавать нежелательными также организации-посредники, которые используются для передачи «обучаемым» денег или какого-либо имущества. После чего Пискарев заверил, что новые законы «обеспечат поступательное развитие страны».

Другие парламентарии не стали ему особенно возражать. Резко против высказался только либерал-демократ Сергей Иванов. «Вы будете еще более жесткую ответственность устанавливать непонятно за что. Ну, учится там кто-то на этих семинарах, как вас за руку ловить на выборах, если вы будете их фальсифицировать… А что до легализации наркотиков, так конопля уже легализована в огромном количестве стран, что в этом ужасного, где здесь угроза национальной безопасности? Водку разрешаете продавать, коноплю нет, хотя и то, и другое туманит мозги. Вы не безопасность страны защищаете! Вы защищаете свое светлое будущее и текущее положение дел», — заявил депутат.

Примерно в таком же духе депутаты обсудили и запрет на участие в выборах в Госдуму не только руководителям, но и всем «причастным» к деятельности запрещенных экстремистских и террористических организаций в России. Проголосовать в поддержку соответствующего законопроекта отказались только в «Справедливой России» и КПРФ. Эти депутаты сказали, что в предлагаемых нормах есть проблемы с «юридической чистотой», а потому не хотели бы участвовать в их одобрении.

Особенно их смутило придание закону обратной силы, а также неопределенность в вопросе выявления «причастных» и последующего их недопуска к выборам. «Стены красил в организации, признанной впоследствии экстремистской, он причастен? Или водителем там работал…», — предложил «эсер» Валерий Гартунг. «Да просто пришел и чаю попил», — добавил кто-то из зала. «То есть не понадобится даже судебного установления для конкретного человека, чтобы доказать его причастность. Даже Нюрнбергский процесс, и тот проходил по-другому — там каждого нацистского преступника судили по отдельности, а здесь вклад каждого устанавливаться не будет», — расстроился Гартунг.

Коммунист Юрий Синельщиков (в прошлом следователь прокуратуры) ужаснулся тому, что пускать на выборы не будут даже тех, кто когда-то был связан с организациями, признанными впоследствии экстремистскими. «За всю историю нашего отечественного права был только один единственный случай по приданию закону, явно ухудшающему чье-то положение, обратной силы — это закон 1950-х годов о защите мира, который предусматривал ответственность за военные преступления, но это был оправданный эксклюзив. Принимаемый же сейчас закон должен быть признан неконституционным, если Конституционный суд хоть минимально проявит волю к жизни», — заявил депутат.

Но в «Единой России» заявили, что не видят в новых нормах никаких противоречий Конституции, а также действующему праву. «Что касается причастности, то она в уголовном праве трактуется как прикосновенность к преступлению и не является соучастием», — заверил депутат Андрей Альшевских. Он также сослался на постановления Верховного и Конституционного судов в 2011 и 2013 годах, указавших на право «федеральных законодателей устанавливать повышенные требования к лицам, занимающим публичные должности». «Демократия нуждается в защите от злоупотреблений», — добавил от себя депутат.

Новые нормы не противоречат Конституции, также указал Пискарев. «Ограничение пассивного избирательного права может вводиться в качестве особого дисквалифицирующего препятствия для занятия выборных должностей — это обусловлено повышенными требованиями к носителям власти», — процитировал и он вышеназванное постановление Конституционного суда.

В ответ несогласные с законом депутаты напомнили единороссам об эффекте бумеранга. «Жулик и вор имеет право стать депутатом, а человек, который опубликовал о нем информацию и суд признал его организацию экстремистской, уже — нет. Вы вообще какое государство строите? Когда у вас суды полностью под контролем и вам любую организацию, хоть клуб любителей кошек, признают экстремистами», — тщетно пытался воззвать к парламентскому большинству депутат Иванов.

Елена Земскова

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий